НИКОЛЬСКИЙ Валерий Дмитриевич
Председатель совета Организации содействия утверждению в обществе свободы совести (РООСС),
основатель неформального движения в Пскове
Валерий Никольский родился в 1953 г. в Алтайском крае. По образованию – математик. Учился на факультете прикладной математики процессов управления Ленинградского Университета в течение 13 лет с перерывами (с 1971 по 1984 г.), окончил 3 курса.
Участник движения “система” (хиппи), один из немногих сохранившихся так называемых “олдовых” хиппи. Системная кличка “Юфо” (UFO – неопознанный летающий объект).
В 1971 г. поступил в ЛГУ, в сентябре 1974 создал клуб “Sgt. Pepper’s nightclub”, за что зимой был отчислен из университета. С этого времени находился под наблюдением КГБ.
В 1975 г. восстановился в университете, в ноябре того же года ушел в армию, был комсомольским секретарем роты радиоперехвата, переводчиком с английского языка. В конце службы был обвинен на комсомольском собрании в пропаганде неизбежности гражданской войны (в это время Никольский был маоистом).
После армии продолжил учебу в ЛГУ и одновременно работал в общежитии. Создал студенческую группу по разработке структуры “свободного университета”, в которую входило около 30 человек. Группа установила связи с группой “Бэта” (гумилевцы, Налимов) в Москве, семинаром Сопикова по эмпатии в Ленинграде и другими.
В июле 1978 г. был отчислен из ЛГУ с формулировкой “за неявку на экзамены”, но продолжал работать в том же общежитии. Участвовал в стихийной стычке с милицией 4 июля 1978 г. В этот день, праздник провозглашения независимости США, намечался советско-американкий концерт на Дворцовой площади, но первый секретарь горкома КПСС Романов его отменил, а собравшаяся на концерт толпа была разогнана с применением брандспойтов.
Милиция несколько раз пыталась задержать Никольского как нарушителя паспортного режима. В марте 1979 г. он был арестован факультетским куратором КГБ и за нарушение паспортного режима приговорен к году заключения. Наказание отбывал в г. Бор-3 под Горьким.
В декабре 1979 был “условно-досрочно” освобожден. По условиям освобождения должен был работать в Пскове, однако, уволился с работы и уехал в Ленинград. Там был задержан милицией и помещен в псковскую психбольницу. С сентября по ноябрь 1980 г. содержался в клинике Военно-медицинской академии в Ленинграде.
В апреле 1981 г. снова был задержан в Ленинграде под предлогом проверки документов. В этот же день Никольского отпустили, не вернув паспорт, а 13 апреля на факультете четверо сотрудников КГБ провели допросы студентов, во время которых пытались собрать компрометирующие Никольского материалы. Когда Никольский пришел за паспортом, ему вручили повестку с требованием явиться в Большой дом (КГБ).
В КГБ следователь продемонстрировал Никольскому 17-страничный документ, пришедший из военной части в Таллине, где служил один из членов организованного им клуба, который в объяснительной записке признался в том, что состоял в “нелегальной студенческой организации по перестройке системы высшего образования”, и привел список ее членов. Также Никольскому продемонстрировали его письма к армейским друзьям, попавшие в Особый отдел.
Ему было предложено эмигрировать, он отказался, но дал расписку об отказе от антисоветской деятельности. Дело было закрыто. Однако, через неделю Никольский был снова задержан в общежитии и доставлен в Университет в 1-й отдел. Тот же самый следователь КГБ (Михаил Сергеевич) попросил написать еще одну расписку – для 1-го отдела ЛГУ.
После этого Никольский уехал из Ленинграда и стал хиппи. В это время познакомился с Бомбиным, Мейтиным (редактор “Ясной поляны”) и другими нынешними независимыми журналистами.
Осенью 1981 был арестован в Великих Луках (трое суток сидел там под фамилией “Маслов”) и через спецприемник отправлен в психбольницу в Псков. Только там назвал свою настоящую фамилию, чтобы известить близких.
Благодаря стараниям родственников, был выпущен из больницы и снова уехал в Ленинград. Занялся переводами с английского (Мартин Бубер “Путь хасидизма”; “Дао любви”; “Алхимия” Клоссовски де Рола; “Человек света в иранском суфизме” и др.). Затем вернулся в Псков.
На квартиру к Никольскому неоднократно являлись с проверкой документов. В марте 1983 года он снова был принудительно доставлен в психбольницу, откуда в мае бежал. Его выписали задним числом и после этого больше не задерживали.
В феврале 1984 года Никольский был лишен права работать в учреждениях культуры за упоминание в лекциях о Высоцком, Аксенове, Гладилине и других писателях-эмигрантах. Работал сторожем и кочегаром.
В феврале 1987 г. выступил по Ленинградскому телевидению в защиту “системы”. После передачи участвовал в создании группы “Коммуна-1”, которая захватила здание в центре города для создания приюта и держалась в нем до конца июня.
7 ноября 1987 г. участвовал в попытке организации во время демонстрации альтернативной колонны силами “Коммуны-1”, рок-клуба (Кушков) и клуба “Реставратор” (Лебедев А.М.). В январе 1988 г. Никольский был приглашен на конференцию Федерации Социалистических общественных клубов.
В это время сотрудничал с Огородниковым, Н.Храмовым, группой “Спасение”, С.Григорьянцем .
В мае 1988 г. вошел в Клуб независимой печати.
В 1988-1989 гг. участвовал в издании “Бюллетеня христианской общественности” А.Огородникова. Основатель и редактор псковского журнала “12”, издававшегося в 1988-90 гг. (вышло 23 машинописных номера). В 1989-90 г. издавал также газету “Вече” (Псков), с ноября 1989 по 90 г. – “Хронику журнала “12” (29 номеров).
В 1989 г. участвовал в создании ХДС России. На Второй конференции ХДС 9 сентября 1989 г. был избран в Координационный Политический Совет Союза (впоследствии – Политсовет), членом которого был до 9-й конференции ХДС (24-25 ноября 1990).
С 1990 г. – сопредседатель Объединения избирателей Пскова (ОИП) “Вече”. В 1990 г. пытался выдвинуть свою кандидатуру на выборах в горсовет Пскова.
Был посредником на переговорах между руководством Эстонии и демократами Пскова по Печерскому району, который по тартусскому миру 1920 года был включен в составе Эстонии, а после оккупации Эстонии СССР возвращен в состав России.
В 2000 стал одним из основателей движения “За возрождения православия “.
На 2002 г. – председатель совета Организации содействия утверждению в обществе свободы совести (РООСС).