БАБИЦКИЙ Андрей Маратович

БАБИЦКИЙ Андрей Маратович
(1964-2022)
Главный редактор интернет-телеканала “Диалог”,
бывший обозреватель радиостанции “Свобода”


Умер 1 апреля 2022

    Андрей Бабицкий родился 26 сентября 1964 года в Москве.
    Учился на филологическом факультете МГУ.
    В 1987-1989 годах работал в журнале “Гласность” у Сергея Григорьянца, за правозащитную деятельность подвергался административным арестам.
    С 1989 года работал журналистом (стрингером) на радиостанции “Свобода”.
    С 1989 г. – московский корреспондент радио “Свобода”.
    В дни путча ГКЧП передавал репортажи из московского Белого дома, был удостоен специальной награды президента “Радио Свободная Европа/Радио Свобода”  “за выдающуюся журналистскую работу во время событий 19-23 августа 199, связанную с риском для жизни”.
    Удостоен медали “Защитника Белого дома”, от которой отказался, отослав ее президенту Ельцину после штурма Белого дома в октябре 1993 г.
     Работал парламентским корреспондентом “Свободы” (в октябре 1993 в осажденном Верховном совете), в горячих точках – Таджикистан, Северный Кавказ.
    Во время первой чеченской войны – специальный корреспондент в районе боевых действий.
    В 1996-1999 году работал в Москве и на Северном Кавказе, в августе 1999 года освещал боевые действия в Дагестане, с сентября работал в Чечне. 
   С ноября 1999 года – специальный корреспондент РС в Грозном.
    В декабре 1999 года побывал в блокированном г. Грозном.
    Из репортажа Бабицкого. “Свобода”, 24 декабря 1999 г.: “Надо сказать, что чеченцы перерезают горло солдатам не потому, что они садисты и испытывают склонность к какому-то особо жестокому отношению к солдатам, но просто таким образом они пытаются сделать войну более выпуклой, зримой, яркой, достучаться до общественного мнения, объяснить, что действительно идет война, война страшная, жестокая”. (цит. по Коммерсант, 4 февраля 2000 )
    В январе 2000 года пропал в Грозном. Коллеги Бабицкого считали, что он оказался в руках российских спецслужб.
    Бабицкий был задержан генпрокуратурой в Чечне 27 января 2000 по статье 90 УК РФ. И.о. генерального прокурора Владимир Устинов заявил, что Бабицкий нарушил “правила поведения журналистов , действующие в зоне проведения контртеррористической операции”.
     3 февраля 2000 Бабицкий был якобы передан чеченской стороне в обмен на двух российских военнопленных (по официальной версии). Позднее сообщалось о пяти российских военных. По неофициальной версии, возможно, что никакого обмена и не было, просто “кто-то проводит операцию по упрятыванию концов в воду, причем проводит бездарно” (Сегодня, 5 февраля, 2000). По другой версии, Бабицкий был передан чеченцам из числа милиционеров Беслана Гантемирова.
    7 февраля 2000 Бабицкий был вызван на допрос Генеральной прокуратурой России. Представители прокуратуры заявили, что если журналист не придет добровольно, он будет объявлен в розыск и после обнаружения его местонахождения арестован. (НГ, 8 февраля 2000).
    Весь февраль о местонахождении Бабицкого циркулировала самая противоречивая информация, не было даже точных данных о том, жив ли он. Официальные лица постоянно называли села, в которых он якобы находился, и полевых командиров, которым он якобы был передан, а чеченская сторона опровергала эти данные.
    25 февраля было объявлено, что журналист был задержан в Дагестане с поддельным паспортом на имя Али Иса-Оглы Мусаева. По официальной информации, он был арестован и находится в Махачкале.
    По информации, поступающей от самого Бабицкого, переданной сотрудником радио “Свобода” Олегом Кусовым, общавшимся с журналистом в здании дагестанского МВД, “обмен” был произведен с неизвестными людьми в масках, которые держали Бабицкого в каком-то чеченском селе. При том, что сам Бабицкий действительно дал согласие на обмен по договоренности с людьми Турпал-Али Атгериева, в действительности он не может точно сказать, в чьих руках он находился месяц. 1 марта 2000 года на пресс-конференции Бабицкий заявил, что находился в руках людей Адама Дениева , близкого к федеральным властям. В интервью газете “Известия” заявил, что со 2 по 16 февраля находился у людей полевого командира Хизира Хачукаева. (Известия, 3 марта 2000, С.2)
    27 февраля Бабицкий объявил бессрочную голодовку в знак протеста против своего ареста. В ночь с 28 на 29 февраля Бабицкому была изменена мера пресечения на подписку о невыезде. Он был доставлен в Москву, в то время, как его семья осталась в Махачкале.
     10 марта 2000 года замминистра юстиции заявил, что генеральная прокуратура предъявила Бабицкому обвинение по ст.208 ч.2 УК РФ (“участие в вооруженном формировании, непредусмотренном федеральным законом”).
    15 марта 2000 года подал в Главную военную прокуратуру заявление с просьбой возбудить уголовное дело по факту его незаконного задержания в Чечне. Виновником в заявлении был указан замминистра внутренних дел Иван Голубев , который публично взял на себя ответственность за обмен Бабицкого на российских солдат.
    4 июля 2000 Бабицкому было предъявлено окончательное обвинение – “использование заведомо подложного документа”.
    8 августа 2000 Бабицкому была изменена мера пресечения с подписки о невыезде на общественное поручительство. Поручительство подписали главный редактор “Новой газеты” Дм.Муратов, депутаты Государственной Думы С.Юшенков и Ю.Щекочихин.
    2 октября 2000 в Советском районном суде г.Махачкалы начался суд над А.Бабицким. Он обвинялся в использовании подложных документов. 6 октября 2000 Бабицкий был признан виновным и приговорен к штрафу в 100 минимальных окладов за использование поддельных документов, затем освобожден от наказения по амнистии в связи с 55 годовщиной победы в ВОВ. Бабицкий и его адвокаты высказали намерение обжаловать этот приговор в различных инстанциях. 
     2 сентября 2004 г. Бабицкий должен был лететь в Минеральные Воды и дальше ехать в Беслан (днем раньше произошел захват в заложники детей в школе Беслана чеченцами). Однако его сняли с рейса – якобы служебная собака среагировала на наличие в багаже взрывчатых веществ. При досмотре багажа ничего обнаружено не было, но на самолет Бабицкий не попал. (Коммерсант, 3 сентября 2004)
      После этого Бабицкий был отпущен, но когда он вышел из комнаты досмотра, к нему подошли двое молодых людей. По словам журналиста, “они начали требовать купить им пива”. В итоге всю компанию задержали появившиеся милиционеры. Бабицкий сказал корреспонденту “Коммерсанта” по телефону: “Эти двое, они сотрудники аэропорта, мне сказали, что им показали мою фотографию и попросили затеять скандал”. (Коммерсант, 3 сентября 2004)
      Версия ГУВД на водном и воздушном транспорте была совершенно иная: журналиста и его двоих собеседников задержали у стойки бара в зале прилета аэропорта в десять часов утра. Все трое, по словам сотрудников милиции, явно конфликтовали: держа в руках бутылки с пивом, громко ругались и толкали друг друга. В итоге их препроводили в отделение, а затем доставили на освидетельствование на предмет употребления алкоголя. (Коммерсант, 3 сентября 2004) 
       3 сентября 2004 г. Бабицкий был приговорен мировым судьей Солнцевского района к пятисуточному аресту. (Коммерсант, 4 сентября 2004
       4 сентября 2004 г. суд изменил решение мирового судьи и постановил взыскать с Бабицкого штраф в размере тысячи рублей, вместо назначенного ранее ареста. (РИА Новости, 4 сентября 2004)   
     28 июля 2005 года на американском телеканале “Nightline” ABC было показано интервью Бабицкого с Шамилем Басаевым . Он отказался комментировать   обстоятельства своей встречи с лидером боевиков, сославшись на запрет директора вещания радио “Свобода – Свободная Европа” Мишель Дюбак.   Первый заместитель председателя Государственной Думы  Любовь Слиска предложила арестовать Бабицкого, а полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак  заявил, что его следовало допросить.    (Ведомости, 1 августа 2005) 
     
По словам Бабицкого, он приехал в Ингушетию для разговора с вице-президентом Ичкерии Доку Умаровым.  На границе Сунженского района с Чечней боевики пересадили его в другую машину, где находился Басаев, а затем доставили на одну из его летних баз. Беседа длилась около полутора часов. “Это не я его, это он меня нашел, – сказал Бабицкий. – Мне сказали: “Садись в машину”, я сел – там Басаев. У меня выбора уклониться от встречи с ним не было. Ну, я бы и не уклонился по-любому”. (Газета, 1 августа 2005; Грани.ру, 4 августа 2005)
     МИД России заявил, что Бабицкий нарушил следующие положения российских законов: “Для ведения журналистской деятельности на территории России необходимо иметь аккредитацию при МИД России. Кроме того, для освещения мероприятий в зоне проведения контртеррористической операции требуется аккредитация МВД России. Ни первого, ни второго у Бабицкого нет”. (РИА-Новости 3 августа 2005) 
     3 августа 2005 г. директор по связям со СМИ радио “Свобода” Дональд Дженсен сообщил, что Бабицкий,  являвшийся “постоянным штатным сотрудником” русскоязычной службы РС/РСЕ в Праге, находился в отпуске, когда брал интервью у Басаева: “Когда работник находится в отпуске, он сам выбирает и решает, где ему находиться. Это – его частная жизнь”.  (РИА Новости, 3 августа 2005)  
     В начале сентября 2005 г. в интервью Бабицкий рассказал, что приехал в Ингушетию на такси из Керчи, опасаясь, что его передвижения через аэропорты отслеживались. (Без цензуры, 8 сентября 2005)
     8 сентября 2005 г. “Комсомольская правда” писала: “Интервью у Басаева было взято на грузинской территории (примерно в километре от границы с Чечней). Эта “операция” была проведена явно не без поддержки грузинских спецслужб. Корреспондент, давно известный своими симпатиями чеченским террористам, вполне легально прилетел в Тбилиси из столицы одной из европейских стран, а затем ему была предоставлена возможность вместе с оператором добраться до границы, где его ждал Басаев с телохранителями. К сожалению, российские спецслужбы узнали об этом примерно через четыре часа после завершения интервью. Если бы информация от российских агентов, работающих в Грузии, поступила своевременно, то по Басаеву и его собеседнику мог быть нанесен точечный ракетный удар (командование ОГВ имеет санкции на это от Генштаба ВС РФ)”. (КП, 8 сентября 2005
        11 марта 2006 г. прилетел из Праги, где постоянно проживал, в Москву. По его словам, в транзитной зоне аэропорта к нему подошли двое в штатском и, не представившись, попросили проехать с ними: “Меня отвезли в Генпрокуратуру, где следователь вручил мне повестку с требованием явиться на допрос”  на следующий день. Принудительный привод следователь объяснил тем, что Бабицкий проигнорировал несколько повесток, отправленных по его московскому адресу. Сам Бабицкий получение повесток отрицал. На допросе следователь в основном задавал вопросы об обстоятельствах, связанных с интервью с Басаевым. (Коммерсант, 13 марта 2006)

С ноября 2009 был главным редактором радио “Эхо Кавказа” (служба вещания “Радио Свобода” для Грузии, Абхазии и Южной Осетии).

В марте 2014 поддержал присоединение Крыма к России, после чего был отстранен от эфира “РС”.


В сентябре 2014 был уволен с “РС” “в связи с реорганизацией”. 

С июля 2015 – главный редактор интернет-телеканала “Диалог”, созданного в Донецке “для диалога с укараинской властью”.

7 марта 2016, комментируя в своем блоге на Facebook нападение на посольство РФ в Киеве, заявил, что Украина как государство доживает последние месяцы: “Что произойдет, когда бандиты обретут полную автономию от государства, предсказать несложно. Будет организован условный поход каких-нибудь местных Басаева и Хатабба в Дагестан, то есть в Россию, поскольку накапливаемая агрессия и стремительный уход на нулевую отметку ресурсной базы, неизбежно выталкивают парамилитарные бандитские образования за пределы тотально обескровленной территории. И не Донбасс станет целью, а именно Россия. И ломать границу попытаются не через Донбасс, поскольку он оборудован для защиты куда лучше, чем просто государственная граница России, а с каких-нибудь неожиданных направлений… Аналогичную вылазку попытался предпринять в 2008 Саакашвили. Теперь пришла очередь Украины. И в ее случае – из-за несопоставимости масштабов с более ранними аналогами – последствия окажутся куда более серьезными. Для Украина, но и для Россиии тоже. Но итог все равно очевиден”. 

      
         Лауреат ежегодной премии Парламентской ассамблеи ОБСЕ (2000).
    Женат, трое детей.
   





    Выдержки из проекта резолюции Сената США от 4 мая 2000 г. по поводу ситуации вокруг журналиста Радио Свобода/Свободная Европа Андрея Бабицкого.
   
     – Поскольку Андрею Бабицкому – сотруднику американского Радио Свобода/Свободная Европа, опытному журналисту, освещавшему войну в Чечне, предъявлены в России серьезные обвинения,
    – Поскольку задача Радио Свобода/Свободная Европа – снабжать российских слушателей объективной и полной информацией о происходящем в России и в мире,
    – Поскольку российские власти неоднократно резко критиковали Бабицкого за его репортажи о войне в Чечне – в том числе, за информацию о российских потерях и грубых нарушениях прав чеченского населения,
     – Поскольку российские власти задержали Бабицкого в Чечне 16-го января, а затем 3 февраля объявили о его передаче в руки чеченских полевых командиров – в обмен на российских военнопленных,
    – Поскольку 25 февраля те, кто держал Бабицкого в плену, освободили его, после чего он был немедленно арестован в Дагестане, как обладатель поддельных документов,
     – Поскольку Бабицкий заявляет, что получил поддельный паспорт от тех, кто держал его в плену,
    – Поскольку ныне Бабицкому предъявлены обвинения в пособничестве чеченским вооруженным формированиям и ношении поддельных документов, и запрещено покидать пределы Москвы,
    – Поскольку в российской прессе появилась статья ответственного сотрудника МИД России, в которой в связи с делом Бабицкого говорилось, что следует закрыть все корпункты Радио Свобода/Свободная Европа на российской территории,
    – Поскольку 13 марта министерство печати России приказало московскому бюро Радио Свобода представить полные записи всех передач в период с 15 февраля по 15 марта, что руководство Радио расценило как попытку устрашения,
    – Поскольку 14 марта то же министерство издало директиву, запрещающую передавать интервью с чеченскими лидерами, что является неприкрытой цензурой, затрудняющей работу Радио Свобода/Свободная Европа как источника объективной информации,
    – Поскольку процесс преобразования России в стабильное демократическое общество требует свободы прессы,
    – Поскольку долг Соединенных Штатов – не оставить без ответа те преследования и запугивания, которым подвергается Радио Свобода/ Свободная Европа, Сенат США призывает власти России  – снять обвинения с Бабицкого и представить самую подробную информацию обо всех обстоятельствах его задержания.
    – Сенат США осуждает преследования Радио Свобода/Свободная Европа и других СМИ, и призывает власти России строго соблюдать Всеобщую декларацию прав человека, гарантирующую, в частности, свободу мнений и слова, и беспрепятственный обмен информацией.
     – Сенат США призывает президента Соединенных Штатов поднять все эти вопросы на предстоящей 4-5 июня встрече с президентом России Владимиром Путиным.
   
    Интервью:
    1. Сегодня, 3 октября 2000, С.1,2.
    2. Сегодня, 9 октября 2000, С.2.
    3. КоммерсантЪ, 26 февраля 2001, С1,3 (беседа Бабицкого с Политковской).