КУНЯЕВ Станислав Юрьевич
Главный редактор журнала “Наш современник”
Станислав Куняев родился 27 ноября 1932 года в г.Калуге. Русский.
В 1957 году окончил филологический факультет Московского государственного университета.
Член КПСС с 1960 года. Входил в партбюро секции поэтов Московской писательской организации. Из КПСС не выходил, но в усилиях по ее восстановлению участия не принимал.
В 1957-1960 годах работал в газете “Заветы Ленина” (г. Тайшет Иркутской области).
В 1960-1963 годах заведовал отделом поэзии московского журнала “Знамя”.
Шесть сезонов (с 1966 по 1971 год) работал в геологической партии на Тянь-Шане.
В 1970-е – 1980-е годы стал известен как наиболее заметный – после Юрия Кузнецова – поэт русской национально-государственнической ориентации. Стихотворение “И все-таки нация чтит короля!”, посвященное шведскому королю Карлу XII,- который “…уровень жизни понизил”, но “уровень славы повысил”,- либеральными критиками расценивалось как замаскированная апология Сталина, хотя сам Куняев считает такое толкование “примитивным”. В другом стихотворении середины 1980-х годов писал о том, что возлагает надежды на “ЦК и Лубянку” как единственно возможных спасителей страны от западного капитала (“Швейцарского банка”).
В 1976-1980 годах был выборным секретарем Московской писательской организации.
Все остальное время – на творческой работе. Занимаясь переводами, подолгу жил в Тбилиси, Фрунзе, Душанбе.
18 марта 1977 участвовал в заседании Московской писательской организации, на котором из СП был исключен Владимир Корнилов: “Я знаю Корнилова давно. Уже в его ранней поэме проявлялись сионистские тенденции. В нем самом я всегда замечал непомерное тщеславие. Ему хотелось прославиться. Он поднял руку на Советскую власть”. (Цит. по книге Е.К.Чуковской “Процесс исключения”)
В 1978 году написал письмо в ЦК КПСС “о засилье сионистских сил в средствах массовой информации”, которое давал читать друзьям и знакомым. Был вызван в ЦК и с ним была проведена “разъяснительная работа”.
С 1989 – главный редактор журнала “Наш современник”.
В 1989 году в газете “Московский литератор” опубликовал статью “Обслуживающий персонал”, в которой обвинил секретаря ЦК КПСС Александра Яковлева в антирусской политике.
Осенью 1989 года Куняев принял участие в создании объединения общественно-патриотических организаций – Ассоциации “Объединенный совет России” (АОСР) и был избран членом ее координационного совета.
В 1990 году баллотировался в народные депутаты России по 11 Дзержинскому территориальному округу Москвы. Он значился в списке кандидатов, поддерживаемых “Блоком общественно-патриотических движений”. Проиграл Михаилу Астафьеву, бывшему в то время одним из лидеров движения “Демократическая Россия”.
Во время выборов президента России в июне 1991 года входил в список доверенных лиц генерала Альберта Макашова, представленный Макашовым в Центризбирком, но реального участия в избирательной кампании не принимал (о чем впоследствии высказывал сожаление).
19 августа 1991 года выразил поддержку ГКЧП, заявив, что сохранение государственности ему дороже свободы слова.
С декабря 1991 по август 1993 года входил в редколлегию газеты “День” (главный редактор – Александр Проханов). Разделяет пропагандируемую “Днем” неоевразийскую теорию, согласно которой славяно-тюркскому (т.е. православно-мусульманскому) миру западная демократия чужда по своей природе, и поэтому ее проникновению необходимо сопротивляться.
23 февраля 1992 года участвовал в коммунистическом митинге на Тверской, разогнанном московским ОМОНом.
В 1992-1993 входил в политсовет Фронта национального спасения (ФНС).
После указа Ельцина о роспуске Верховного совета и Съезда народных депутатов в сентябре 1993 года подписал коллективное “Обращение патриотической интеллигенции к народу” с призывом “поддержать Советскую власть, Съезд народных депутатов и Верховный Совет”.
На президентских выборах 1996 был доверенным лицом Геннадия Зюганова.
4 марта 2022 подписал письмо свыше 150-ти деятелей культуры о поддержке решения президента начать военную операцию на Украине. “Восемь лет мы с болью наблюдали, как националисты и фашисты, захватившие в заложники народ нашей родной сестры Украины, убивают наших братьев и сестёр…, не признавших власть наползающей на Русский мир тьмы, по традиции поддерживаемой заокеанскими и европейскими кукловодами… Кровопролитие, убийство братом брата – страшно, но промедление было бы подобно смерти, уничтожению нашей страны… Миролюбивая Россия всегда была против войн, никогда их не начинала, но всегда их заканчивала. Мы, деятели культуры, заявляем о поддержке позиции Президента нашей страны. Да укрепит Вас Господь и да сохранит братский народ Малой Руси”.
Издал 22 книги стихов, 3 сборника критических и публицистических статей в разных издательствах России и Советского Союза.
Член Союза писателей с 1961 года. Член секретариата правления Союза Писателей России. Лауреат Российской премии за книгу критики и публицистики “Огонь, мерцающий в сосуде”.
В ряде своих печатных статей Куняев выступил с негативными оценками творчества Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого, утверждая, в частности, что поэзия Высоцкого “вульгарна, несмотря на талант автора” и воспитывает безнравственность в читателях. Особенно широкую – с оттенком скандала – известность приобрела статья в журнале “Наш современник”, где почитатели Высоцкого обвинялись в том, что они затоптали и сравняли с землей могилу некоего майора Петрова, будто бы находившуюся на Ваганьковском кладбище по соседству с могилой барда. Когда выяснилось, что “могила майора Петрова” была кем-то подделана (возможно, администрацией кладбища с целью “левой” продажи кладбищенского участка), политические и литературные противники Куняева обвинили в кощунственной фальсификации самого автора скандальной статьи.
Увлечения: рыбная ловля, охота, плавание, плотницкие работы.
Женат, сын.
========================================================================
Из ответов на анкету “Панорамы” (середина 1990-х)
По словам Куняева, он придерживается право-консервативных и национально-патриотических взглядов. Симпатизирует монархии. В то же время считает, что спасение России от колонизации Западом скорее всего придет со стороны “коммунистов … с антианархическим, государственным инстинктом”.
Главным своим политическим противником считает “русофобские организации и течения”, отождествляемые, в первую очередь, с демократами.
Среди политических деятелей, которым в наибольшей степени симпатизирует, называл Сергея Кургиняна, Александра Проханова, Валентина Распутина, Александра Невзорова, Вадима Кожинова.
Не признает законным роспуск СССР в Беловежской пуще.
К либерализации цен относится, по его собственным словам, “с гневом”. Поддерживает введение индексации заработной платы.
