МИНКИН Александр Викторович

МИНКИН Александр Викторович
    Обозревательгазеты “Московский комсомолец”


        Александр Минкин родился 26 августа 1946 года в Москве, еврей.
         В 1984 году окончил ГИТИС по специальности “театровед”.
         С 1968 по 1978 год работал аппаратчиком ВНИИсинтезбелок.
         С 1978 по 1979 год – обозреватель газеты “Московский комсомолец”(МК).
         С 1987 по 1992 год – обозреватель еженедельника “Московские новости”.
         С 1990 по 1991 год – театральный обозреватель журнала “Огонек”. С 1991 по февраль 1992 год – обозреватель журнала “Столица”.
         С 1992 по 1996 – политический обозреватель газеты “Московский комсомолец”.
         В октябре 1993 года, после подавления выступлений сторонников ВС РФ, в своей статье в МК призвал власти отобрать квартиры у депутатов, “не думая ни о гуманности, ни о законности. Ибо все что они нахапали – нахапано незаконно”. Считал, что после событий сентября – октября 1993 года правительство должно немедленно принять Закон о люстрации.
         В декабре 1993 года баллотировался в депутаты Государственной Думы РФ как независимый кандидат по N202 избирательному округу Москвы, однако незадолго до выборов объявил о снятии своей кандидатуры в связи с имевшим, по его мнению, место фальсификацией избирательных листов и мошенничеством ряда кандидатов в депутаты. В выборах, однако, участвовал, проиграл Артему Тарасову.
         В ноябре 1995 года, после публичного рукопожатия по телевидению главного редактора “МК” Павла Гусева и министра обороны РФ Павла Грачева, объявил о своем уходе из “МК” вместе с карикатуристом “МК” Алексеем Мериновым. Некоторое время работал политическим обозревателем газеты “Известия”, однако затем вернулся в штат “МК”.
         Во время предвыборной кампании 1996 года публикации Минкина в “МК” практически не появлялись, и он периодически публиковался в еженедельнике “Новая газета. Понедельник”. В своих статьях доказывал, что нельзя голосовать за кандидатуру Ельцина, как за меньшее зло. Однако в своей статье “Не умри во сне” призвал читателей “МК” во втором туре голосования проголосовать все-таки за Ельцина (тот же текст появился и в “Новой газете”). 
     Ночью 20 февраля 1996 на Минкина было совершено нападение: “Двое неизвестных в масках вломились в окно моей квартиры на втором этаже и пытались убить меня и жену. Спастись удалось чудом. Было возбуждено уголовное дело по статье 105 “Покушение на убийство, организованное группой лиц”. Генпрокурор взял дело под личный контроль. И – ничего. Через полтора месяца меня вызвали на допрос, где я узнал, что за все это время следователи даже не сняли отпечатки пальцев преступников ни с лестницы, по которой они забирались, ни с фонарика, который уронили. Потом я прочитал в одной из газет интервью Березовского, где он заявил, что к моему делу якобы причастен Александр Коржаков. Однако Березовского так и не допросили, хотя он был и в России. Просто никто не хотел никого искать”. (Коммерсант, 8 ноября 2010)
     С июля 1996 – обозреватель еженедельника “Новая газета. Понедельник”. 
     В июле 1996 опубликовал в “Новой газете” запись беседы руководителя НФС Бориса Федорова и трех высокопоставленных сотрудников президентской команды (Татьяна Дьяченко, Валентин Юмашев, Борис Березовский), в которой бизнесмен обвинял шефа президентской охраны Александра Коржакова в попытке его убийства.
         В августе 1996 был единственным журналистом, допущенным на переговоры секретаря Совета безопасности России Александра Лебедя с начальником штаба чеченских сепаратистов Асланом Масхадовым.
         В январе 1997 стал автором публикации, в которой рассказывалось о налогах, невыплаченных вице-премьером Анатолием Чубайсом “за лекции за рубежом”. 
         В сентябре 1997 стал автором публикации в “Новой газете”, в которой рассказал о “литературных гонорарах” Альфреда Коха, Чубайса, Петра Мостового, М.Бойко, А.Казакова за неопубликованную книгу “История приватизации в России”. Он также обвинил Чубайса в получении “скрытой взятки”. В октябре 1997 года Чубайс подал в суд на Минкина.
         В сентябре 1997 был назначен главным редактором журнала “Лица”  ИД “Совершенно секретно “, оставшись обозревателем “Новой газеты”. Был председателем редакционного совета журнала “Лица”.
         В ноябре 1997 из-за трений в редакции, был переведен с поста главного редактора на должность обозревателя “Лиц”, успев в качестве главного редактора выпустить два номера журнала. 
        В декабре 1997 бывшая гражданская жена Минкина Светлана Жужалева заявила, что журналист вместе с охранявшими его людьми ворвался к ней на квартиру и похитил их внебрачного сына. При этом пострадала мать Жужалевой. До этого Жужалева обратилась в суд с иском о лишении Минкина родительских прав. Прокуратура Юго-Западного округа начала рассматривать вопрос о возбуждении против Минкина уголовного дела. Минкин был признан законным отцом ребенка, а все происшедшее – семейным конфликтом, который должен решаться в гражданском суде. В октябре 1999 года Минкин подал заявление в прокуратуру, в котором просил возбудить уголовное дело против Людмилы Нарусовой, обвиняя ее в шантаже, клевете и оскорблениях в связи с этой историей.  
        В сентябре 1997 в газете “Комсомольская правда” была опубликована статья, в которой Минкин фигурировал как владелец дачного участка на Рублевском шоссе.
        В марте 1999 покинул “Новую газету” и занялся литературным творчеством.
        В ноябре 1999  был зарегистрирован кандидатом в депутаты Госдумы третьего созыва по Центральному округу Москвы как независимый кандидат. Был включен в список поддержки “Яблока” и ОВР.
        С ноября 2000 – обозреватель при главном редакторе “Московского комсомольца”.
        В сентябре 2003 г. был включен в общефедеральный список избирательного объединения “Яблоко” под № 1 в региональной части списка “Центральная” для участия в выборах в Государственную Думу четвертого созыва. Список не преодолел пятипроцентный барьер.    
        18 января 2007 г. в Доме правительства вручили вторую ежегодную премию правительства РФ в области печатных СМИ. По регламенту, с 2005 года правительство присуждало десять премий по 1 млн руб. журналистам, “добившимся значительных творческих и профессиональных достижений”. В списке лауреатов за 2006 г. был и Минкин, но затем его фамилия куда-то исчезла. Сам он сказал по этому поводу: “Мне это досадно и смешно… Значит наверху мне придают большое значение, даже большее, чем я предполагал”. (Ъ, 24 января 2007)


5 марта 2008 г. в члены Союза журналистов России был принят президент Чечни Рамзан Кадыров. В тот же день Минкин о своем выходе из Союза. (Ъ, 6 марта 2008


20 мая 2009 СМИ сообщили о том, что президент Чечни Рамзан Кадыров, следуя призывам президента Медведва к борьбе с коррупцией, обнародовал данные о своих доходах за 2008 год и имуществе, принадлежащем ему по праву собственности. Его зарплата в 2008 году составила 3 млн 422 тыс. руб. Кадырову принадлежала трехкомнатная квартира площадью 36 кв. м. в Грозном.  На его имя был зарегистрирован автомобиль ВАЗ-21053. 


Минкин писал по этому поводу, что Кадыров при этом ездит на машинах ценою от ста тысяч долларов до полумиллиона, жеребцы в его конюшне по два с половиной миллиона и т.д. И далее, обращаясь к Медведеву: “Речь не о его богатстве и не о сомнительном происхождении этого богатства. Речь о вас, г-н президент. Вы – в борьбе с коррупцией  велели чиновникам подать декларации о доходах и имуществе. На что надеялись? Декларация Рамзана – это жесткий ответ: не надейтесь… Вашу борьбу с коррупцией послали на хутор бабочек ловить. Чиновник заполнил декларацию, сделал ритуальный жест в борьбе с коррупцией и пошел покупать жеребца ценою в сорок годовых зарплат”. (МК, 26 мая 2009)


Также в мае 2009 обратился к Медведеву с открытым письмом по поводу создания Комиссии при президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.


29 марта 2010 в московском метро произошло два взрыва. Погибло 40 человек. В тот же день на сайте МК была помещене статья Минкина “Восставшие из сортира”. “Г-н президент, вы этого хотели? Конечно, нет. Виноваты ли вы? Безусловно, да. Упадет ли ваш рейтинг? Вероятно, даже поднимется. Вы появитесь на телеэкранах — строгое лицо, суровый голос”.  (См. полный текст


2 апреля 2010 Борис Грызлов, комментируя освещение терактов в Москве в СМИ, сообщил, что “хочет привести пример”, который у него вызвал “недоумение”. Он упомянул “факт публикации” в “Московском комсомольце” колонки Минкина “Восставшие из сортира” и статью в газете “Ведомости” “Месть за Кавказ” и заявления террориста Доку Умарова об ответственности за теракты. “Если мы проанализируем три этих источника, то увидим, что они фактически варились в одном соку, – заявил Грызлов. – Вызывает подозрения, что эти публикации и действия террористов связаны между собой”.


Минкин подал иск, в котором потребовал опровергнуть слова Грызлова. 


20 мая 2010 Пресненский райсуд Москвы отклонил иск. 


В декабре 2013 редактор МК Павел Гусев ушёл с поста председателя Общественной палаты Московской области по требованию губернатора Андрея Воробьёва, последовавшей после публикации в МК письма Минкина Путину, в которой журналист обвинил президента в “фальшивом милосердии” в связи с помилованием Ходорковского и пожелал депутатам Госдумы и СФ, принявшим год назад “людоедский закон”, подавиться шампанским в последнюю секунду 2013 года. Также Минкин назвал членов Федерального собрания РФ шакалами. 

          
         
        Член президиума Российского еврейского коонгресса.
           
      
         Владеет немецким и французским языками.
         Женат третим браком. Сын.