ШМЕЛЕВ Николай Петрович
(1936-2014)
Директор Института Европы РАН
Умер 6 января 2014 г.
Николай Шмелев родился 18 июня 1936 в Москве в семье инженера. Интеллигент во втором поколении, до этого в роду все были мельниками (дед жены тоже мельник).
В 1958 году окончил экономический факультет МГУ (однокурсник и друг Станислава Шаталина). В 1961 году защитил кандидатскую диссертацию (тема: “Критика буржуазных теорий экономического развития слаборазвитых стран” (защитил в ИМЭМО)), в 1968 году – докторскую; доктор экономических наук, профессор.
Был членом КПСС до августа 1991.
С 1982 по 1992 год работал в Институте экономики АН СССР, затем в Институте экономики мировой экономической системы АН СССР, затем – сотрудником Института США и Канады АН СССР, заведующим отделом внешнеэкономической политики США Института США и Канады АН СССР.
В период перестройки – автор ряда получивших широкую известность статей (наиболее известная – “Авансы и долги” в “Новом мире”).
Был членом КПСС до 1991 года.
В 1989 году был избран народным депутатом СССР по квоте Академии Наук СССР. Был членом Комиссии по плану, бюджету и финансам Совета Союза.
В июне-июле 1989 года участвовал в подготовительных мероприятиях по созданию Межрегиональной депутатской группы (МДГ), но в окончательных списках МДГ не значился.
С 3 апреля 1992 по 22 февраля 1993 года был членом Консультативного совета при Президенте РФ.
В 1991-95 работал по контракту в Стокгольмском институте Советского Союза и Восточной Европы, в основном жил в Стокгольме, но часто приезжал в Москву. По окончании контракта вернулся в Москву.
Принимал участие в работе конференции “юг России” в Анапе летом 1993 года (как эксперт руководил экономической секцией). Выступая на конференции, источником инфляции назвал субсидирование нерентабельных промышленных государственных предприятий.
С августа 1991 года стал соучредителем и президентом Российского научного фонда.
С 1993 года – член Правления Центра “Стратегия” (Геннадия Бурбулиса).
В декабре 1993 года баллотировался в депутаты ГосДумы РФ по общефедеральному списку Российского движения демократических реформ (РДДР) Гавриила Попова – Анатолия Собчака. Список не преодолел 5-процентный барьер.
Летом 1994 года вместе с академиком Ст.Шаталиным создал коммерческую организацию “Финансовый союз “Шаталин и Ко”.
В октябре 1994 – начале 1995 входил в Оргкомитет Единого движения социал-демократов Александра Яковлева.
С 1995 года – главный научный сотрудник Института Европы РАН, руководитель центра Института Европы РАН.
На выборах в Государственную Думу РФ 1995 года был в первоначальном списке “Блока Ивана Рыбкина”, но после раскола блока баллотировался в депутаты ГосДумы по общефедеральному списку блока “Мое Отечество” (список не преодолел 5% барьер).
С мая 1996 года – член Национального экономического совета.
В 1995 году вошел в Попечительский совет Фонда “Реформа” (он же “фонд Шаталина”).
Осенью 1997 вошел в список кандидатов в депутаты Московской городской Думы от Блока Николая Гончара (округ N30, среди соперников – депутат Мосгордумы первого созыва Алевтина Никитина, жена Ильи Заславского).
В сентябре 2001 г. был включен в состав Комиссии по правам человека при президенте России.
8 апреле 2003 г. опубликовал в “Парламентской газете” статью, в которой, в частности, писал: “Мы создали либеральную модель, которой нет нигде в мире. Сначала отдали основные средства производства и природные богатства, приносящие сверхприбыли, в руки тех, кого теперь именуют олигархами. А потом стали ломать голову, как сформировать бюджет, где взять деньги на зарплату учителям и медикам. Мало кто знает, что от приватизации Россия получила в 12 раз меньше, чем, скажем, Боливия. Доход небольшого латиноамериканского государства составил больше 90 млрд. долларов, а российский бюджет получил меньше 9 млрд… Обычно говорят: государство – не всегда хороший хозяин. Полно госпредприятий, которые работают все хуже. Это верно. Но верно и другое! У нас лозунг “Государства должно быть как можно меньше” был понят превратно. Да, пусть государство не собственник завода, но это вовсе не значит, что оно должно из экономики уйти. Государство – это необходимое насилие, насилие в интересах общества. Потому что без эффективной судебной и правоохранительной систем криминальная сволочь все разнесет. Или другой аспект. Ну скажите – как на голом либерализме сохранить Север и Дальний Восток? Какой “чисто рыночный” тариф выдержат перевозки от Смоленска до Владивостока? Установите цену на АЗС в 1 – 1,2 евро за литр бензина, как в Европе, – и вся наша экономика встанет.
У меня нет рецепта быстрого подъема экономики. В 98-м экономика опустилась до самого дна, сейчас выкарабкиваемся. Сколько понадобится времени – не знаю. Но хорошо уже то, что президент России за два года не совершил “великих переломов” – радикально ничего не изменил, но и просчетов не сделал. А экономика выздоравливает, когда не закладывают крутые виражи”. (Парламентская газета, 8 апреля 2003 )
20 октября 2007 г. в Москве прошел учредительный съезд общероссийского общественного движения (ООД) “Союз социал-демократов”. Председателем президиума движения был избран Михаил Горбачев. Также в число учредителей вошли журналист Генрих Боровик, Виктор Мироненко, лидер ликвидированной партии СЛОН Вячеслав Игрунов, Попов, драматург Михаил Шатров, Шмелев
Автор нескольких исторических романов и др. прозаических произведений.
Был женат на дочери Никиты Хрущева Юлии Хрущевой. Имеет дочь.
Из интервью Шмелева, данного газете “Деловой мир” (1993 г.).
“Народ ограблен, его бессовестно ободрали и обманули, буквально за год отняли то, что накапливалось десятилетиями.
Как объяснить, что с нами произошло? Не уверен, что это можно сделать просто, но попробую. Есть два объяснения. Одно – мы платим за жизнь трех поколений в перевернутом мире, в лагере: ты – на нарах, тебя ждет миска баланды, на работе – туфта, но в общем это надежно и думать ни о чем не надо. Второе объяснение нашей ситуации – конкретное, оно в действиях наших политиков. И на одного Гайдара тут нельзя все вешать. Виноват и Горбачев, куролесивший со своей антиалкогольной кампанией. Виноваты Рыжков с Павловым, уничтожившие рубль и тем самым остановившие кровообращение в стране. Они своей экономической политикой развалили Союз задолго до того, как его добила Беловежская пуща. А ведь им показывали пути выхода из кризиса, предлагали анестезию вместо шоковой терапии. Но нас не послушали.
Шанс был и у Гайдара, но он избрал иной путь. Говорят, его заслуга в том, что он начал действовать, столкнул камень. Я с этим согласен. Но боюсь, как бы этот камень нас всех не похоронил. Наши реформаторы поступили хуже, чем Сталин в 1947 г.: отняли у людей все и, пообещав компенсацию, не дали ее.
Еще один страшный грех реформаторов – зверское отношение к национальному достоянию, к мозгам нации. За прошлый год из науки ушло 400 тыс. чел., причем половина из них покинула страну. Даже большевики так варварски не обращались с наукой и культурой. Не уверен, что Гайдар со товарищи войдут в историю как команда реформаторов, а не как группа грабителей.
Черномырдину я от всей души сочувствую. А сильно расположило меня к нему то, что он умеет проявлять гибкость. Например, он нашел силы отменить ошибочное решение о введении фиксированных цен на некоторые продукты.
Я много занимался историей и убежден в том, что Российская империя никогда не была искусственным образованием. То же относится к СССР. СНГ же – ни Богу свечка, ни черту кочерга. Я убежден, что государство будет восстановлено. Возможно, кто-то в него не вернется.
Я не поверю никаким реформаторам, пока при открытии предприятий разрешительный принцип не будет заменен на регистрационный. Необходима государственная политика поддержки предпринимательства.
Ваучеры – это безобидная детская игра. Вреда от нее нет, но и прока не будет.
Я думаю, что сейчас было бы неплохо, если бы Ельцин или его команда министров продумали такой вариант: пообещать нерентабельным производствам поддержку еще в течение года или двух. Тем самым дать им возможность перестроиться, научиться жить по-новому. Если же в течение этого льготного периода они будут по-прежнему бить баклуши, то, извините, валитесь! Валите свои заводы, выгоняйте на улицу рабочих. Страшно. Но другого пути для оздоровления экономики, на мой взгляд, нет”.
“Деловой мир”, 27.03.93.
Интервью:
1. Субботник – НГ, 15 июля 2000, С.9,10.
2. Версты, 10 октября 2000, С.3.