ВОЛИН Алексей Константинович
Генеральный директор ФГУП “Космическая связь”,
Бывший заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (2012-2020),
бывший генеральный директор группы компаний “Амедиа”,
бывший президент ООО “Издательский дом Родионова”,
бывший заместитель руководителя аппарата Правительства РФ,
бывший председатель Правления РИА “Новости”
Алексей Волин родился 31 января 1964 года в Ленинграде. Отец, Константин Георгиевич, был инженером-проектировщиком атомных подводных лодок.
В 1986 году окончил индонезийское отделение историко-филологического факультета Института стран Азии и Африки (ИСАА) при МГУ по специальности “историк-востоковед, референт-переводчик индонезийского языка”.
С 1986 по 1989 работал редактором-стажером, редактором, корреспондентом, старшим редактором Агентства печати “Новости” (АПН).
С 1989 по декабрь 1991 занимал должность заместителя заведующего информационным бюро АПН при посольстве СССР в Индонезии.
В 1991-1996 работал редактором, корреспондентом, специальным корреспондентом, первым заместителем генерального директора Дирекции информации РИА “Новости”.
С 1994 – обозреватель, руководитель информационного отдела телевизионной программы “Деловая Россия”, созданной компаниями “Видео интернэшнл” (Video International) и “ТВ-Новости” (телевизионная структура при РИА “Новости”) на телеканале “Россия”. В 1996 был генеральным директором “Деловой России”.
В январе 1992 стал одним из учредителей АОЗТ “Марко-Медиа” (реклама, оформительская деятельность на территориях).
С октября 1996 по апрель 1998 занимал пост заместителя руководителя Управления по связям с общественностью (УПСО) Администрации президента РФ.
С апреля по май 1998 работал директором по PR ЗАО “Группа компаний “Видео интернэшнл”.
25 мая 1998 был назначен начальником Управления правительственной информации (УПИ) аппарата правительства РФ, созданного на базе Департамента информации и культуры правительства. На этот пост его рекомендовала Джохан Поллыева, работавшая руководителем секретариата главы правительства Сергея Кириенко.
20 августа 1998 был назначен председателем правления ФГУП “Российское информационное агентство “Вести” (РИА “Новости”).
С 1998 по июнь 2000 – первый заместитель председателя ФГУП “Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания” (ВГТРК) (по должности).
В 1999 был руководителем и ведущим еженедельной информационно-публицистической программы “Неделя власти” (производство “ТВ-Новости”) на телеканале “РТР”.
С 1999 вместе с Михаилом Маргеловым и др. занимался разработкой предвыборной тактики и идеологической базы движения “Новая сила” и его лидера Сергея Кириенко.
7 июня 2000 был назначен заместителем руководителя аппарата правительства РФ. Отвечал за информационную политику, PR-деятельность этой структуры, а также за вопросы культуры, образования, спорта и туризма.
В январе 2001 подверг критике заявление Тэда Тернера о том, что Тернер и “группа западных инвесторов” заинтересованы в приобретении пакета акций телекомпании “НТВ” при условии, что Путин даст гарантии, что телекомпания не будет закрыта. По словам Волина, согласие с предложением Тернера стало бы “примером государственного протекционизма и нарушением принципов свободной конкуренции”. По его словам, предложение Тернера является попыткой “получить “крышу” в лице президента”.
Отвечая на вопрос о его отношении к событиям, происшедшими 3-4 апреля 2001 года вокруг телекомпании “НТВ”, заявил: “Как официальный представитель правительства, не могу дать оценку, поскольку правительства не касаются вопросы взаимоотношений внутри частных компаний. Смена менеджмента является внутренним делом акционеров… Есть право каждого владельца их назначать, либо отстранять. Происходящее на “НТВ” – сознательное либо несознательное уничтожение телекомпании со стороны ее сотрудников. Невыход в эфир программ “НТВ” с утра в среду является по сути сдачей существующих позиций канала и наносит прямой ущерб акционерам компании, а также рекламодателям, уже вложившим немалые средства”. (НТВ.ру, 4 апреля 2001)
17 августа 2001 в интервью сказал, что финансовый кризис 17 августа 1998 “ознаменовал окончание “болезни дутой экономики и вызвал рождение новой дееспособной экономической модели”. По его словам, кризис стал “крайне эффективной прививкой от господствовавшего в советском и постсоветском обществе социального паразитизма”. “В результате тех событий, считает он, люди были вынуждены рассчитывать только на собственные силы и утратили веру во всемогущество и патронализм государства. Без этого в стране не могли начаться необратимые рыночные преобразования”. По словам Волина, “на смену больной и во многом виртуальной экономике в Россию пришла экономика реальная, прагматичная и “куда более здоровая”. Волин также подчеркнул, что 17 августа 1998 года стало началом конца постсоветской эпохи, вслед за которой должна начаться эпоха нормальной рыночной экономики. “Финалом эпохи стало 26 марта 2000 года, когда президентом России в первом туре был избран Владимир Путин”. (РИА Вести”, 17 августа 2001)
В январе 2001, касаясь возможного повышения пошлин на ввозимые подержанные иномарки, Волин сказал в интервью газете “Коммерсант”: “Лично я глубоко убежден, что семилетний “Ауди-80” на порядок лучше новых “Жигулей”… Нам нужно признать, что мы не умеем делать качественные автомобили.. Автомобили, которые мы делаем, – это не предмет национальной гордости, а, скорее, предмет национального издевательства над человеком”. (Коммерсантъ, 14 января 2002)
В ноябре 2002 заявил, что в условиях многоконфессионального государства преподавание в школах основ православной культуры опасно: “Как светское государство Россия не должна позволять преподавать в государственной школе любое религиозное учение”. (Коммерсантъ, 19 ноября 2002 )
С июля 2003 – заместитель генерального директора, член совета директоров компании ООО “Медиалогия” (разработка базы данных по публикациям в СМИ).
1 октября 2003 был назначен президентом медиа-холдинга ООО “Издательский дом Родионова“. Занимался редакционными и коммерческими вопросами.
21 мая 2007 покинул пост президента ИД Родионова и стал председателем совета директоров компании. По словам Волина, это было связано стем, что он решил больше заниматься собственными проектами. В частности, по словам Волина, у него была собственная пиар-компания: “Но поскольку у меня хорошие дружеские отношения с владельцем издательского дома, я согласился возглавить его совет директоров”. (Интерфакс, 22 мая 2007)
С июня 2007 по сентябрь 2008 – генеральный директор группы компаний “Амедиа” (производство фильмов и телесериалов).
В декабре 2008 вошел в Высший совет партии “Правое дело” (ПД).
С 2009 сотрудничал с “Амедиа” на внештатной основе. Был сценаристом и сопродюсером телевизионных фильмов “Осведомленный источник в Москве”, “Тухачевский. Заговор маршала”, “В одном шаге от третьей мировой”, “И примкнувший к ним Шепилов”, “Земля обетованная от Иосифа Сталина” (фильмы показаны “Первым каналом”).
С сентября 2009 – член Консультативного совета ООО “Управляющая компания “Агро-инвест”. В его обязанности входили консультирование компании по вопросам, касающимся связей с федеральными органами власти и СМИ.
28 января 2010 на политсовете ПД был поднят вопрос об исключении Волина из состава высшего совета партии. Поводом для этого послужили его выступления в СМИ о том, что партия умерла. Сам Волин в интервью газете “Коммерсант” заявил: “Если сопредседатели решат, что я не нужен, ничего смертельного в этом не вижу”, отметив, что “партия не состоялась” и в настоящее время представляет собой в основной массе “сборище политических импотентов”. (Коммерсант, 29 января 2010)
С 2011 года – президент ООО “А3” – разработчика сервиса для оплаты коммунальных услуг, штрафов ГИБДД, ТВ, Интернета, мобильной связи, телефонии и др. услуг.
С февраля 2012 – член рабочей группы по формированию системы “Открытое правительство”.
С 6 июля 2012 – заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ (министр – Николай Никифоров). Отвечал за проведение госполитики в области развития СМИ.
Выступая 9 февраля 2013 на ежегодной научно-практической конференции “Журналистика в 2012 году: социальная миссия и профессия”, проходившей на факультете журналистики МГУ, заявил, что “никакой миссии у журналистики нет, журналистика – это бизнес… Любой журналист должен четко помнить, что у него нет задачи делать мир лучше, вести человечество правильной дорогой. Это все не бизнес. Задача журналиста – зарабатывать деньги для тех, кто его нанял, а сделать это можно, только став интересным слушателям и читателям. Возникает вопрос: решает ли журналист при этом пропагандистские задачи? Конечно, решает – задачи, которые стоят перед владельцем СМИ”.
По словам Волина, чтобы “пропаганда была эффективной”, она “должна идти по каналам, имеющим спрос у аудитории, по коммерчески успешным каналам, а не дотируемым”, а “если журналист показывает себя пропагандистом – он плохой пропагандист”. “Пропаганда должна быть скрытой, и только тогда она становится эффективной. Надо четко дать понять студентам, что, выйдя за стены аудитории, они будут работать на дядю. И дядя будет говорить им, что писать, а что не писать, и дядя имеет право на это: он им платит. Это может нравиться или не нравиться, но такова жизнь, и другой у вас не будет… Если вы этому не учите – вы совершаете преступление”, сказал Волин (“Газета.RU”, 11 февраля 2013; см. https://www.gazeta.ru/politics/2013/02/11_a_4961077.shtml ).
Выступление Волина присутствовавшие встретили топаньем и хлопаньем.
На вопрос из зала, думал ли Волин о реакции, какую вызовет у присутствующих его выступление, ответил: “А мне наплевать на вашу реакцию”. А на вопрос “Как соотносится все то, что вы сейчас сказали, с законом о СМИ?” – он сказал: “А вы разберитесь, вам ехать или шашечки”. (Журдом, 9 февраля 2013)
16 ноября 2016 Волин, комментируя заявления всемирной службы Би-би-си о расширении своей деятельности в странах, где “свобода прессы под угрозой”, в частности, в России, сказал: “У нас со свободой слова все нормально. Я вообще после того, как мы наблюдали за “высокими” стандартами, “эталонами” западной журналистики сначала в освещении Олимпиады в Рио-де-Жанейро, когда некоторые солидные издания умалчивали о том, что Россия принимает участие в Олимпийских играх, потом выборов в США, когда целый ряд так называемых либеральных изданий продемонстрировали тенденциозное освещение Трампа, молчал бы по поводу того, кому и как учить нас объективной журналистике и ковыряться в носу. Поэтому это чистой воды пиар, причем уже непонятно на кого рассчитанный”. (РИА Новости, 16 ноября 2016)
В мае 2018 Министерство было переименовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
Отвечал за перевод телевидения в цифровой формат и отключение аналогового вещания.
Женат третьим браком. Жена Анна. Дочь Александра родилась в феврале 2003 года.
В сентябре 2003 г на вопрос: “Вы любите грибы собирать?” – ответил: “За грибами я не ходил 25 лет. А в этом году нашел не дачном участке несколько подберезовиков. И так захотелось жареных грибочков с картошкой, что взял корзину и пошел в лес, хотя с детства ненавижу это пустое шатание по лесу”. (Профиль, 15 сентября 2003)
В ноябре 2003 на вопрос “Вы какую бы книгу написали?” – ответил: “Я не Мадонна, чтобы книги писать. Пиарщики – как врачи: они не имеют права показывать и рассказывать что-то о своих клиентах. И тут нет срока давности”. (Власть, 24-30 ноября 2003)
Выступал против введения ЕГЭ в школах, а также преподавания религиозных дисциплин.
В июле 2017 в интервью “РИА “Новости” комментируя конфликт Роснадзора и Telegram, Волин заявил: “Это была попытка обеспечить одним из мессенджеров выполнения требований российского законодательства, которое закончилась тем, что обе стороны больше времени потратили на то, чтобы сохранить лицо. Что, в принципе, и той и другой стороне удалось. Telegram признал, что готов направить информацию, которую формально должен представить, а Роскомнадзор заявил, что других вопросов у него к Telegram нет.
Говорить, закончены ли отношения, преждевременно. Между мессенджерами и контролирующими органами всегда будут возникать коллизии, связанные с тем, что госорганы будут пытаться запросить как можно больше информации, а мессенджеры, заботясь об аудитории, – пытаться как можно меньше этой информации предоставить.
На мой взгляд, ни одна из сторон не готова экспериментировать до конца. Во-первых, государство само активно пользуется мессенджерами.
Во-вторых, сколько времени у компаний уйдет на то, чтобы запрет обойти, и во сколько он им обойдется?”, заявил он.
Касаясь темы возможного запрета VPN и анонимайзеров, Волин ответил: “Вероятность есть. Но не все так просто. Предположим, VPN и анонимайзеры запретили. Перестанут ли жители России ими пользоваться? Нет, не перестанут… Да, пользователей станет значительно меньше. Это то же самое, когда нас спрашивают: понимаете ли вы, что полностью изжить пиратство в России нельзя? Отвечаем: мы не ставим перед собой задачу стопроцентно искоренить пиратство, это невозможно. Занимаясь блокировкой пиратских сайтов, мы хотим изменить их трафик до тех величин, когда создавать пиратские сайты станет экономически неинтересно”.
Волин также заявил: “Я не говорил бы, что недовольных граждан лишают места общения. Тех “хомячков”, которые сидят и постят, что все плохо, никто ни в чем не ограничивал и не собирается. Когда речь идет о борьбе с анонимайзерами и скрытыми сообществами, речь прежде всего о людях, которые нарушают закон. Ругать правительство, начальников, систему государственных институтов в России не является преступлением. Более того, это любимое занятие отечественной интеллигенции на протяжении последних 200 лет, и никто, конечно, не вправе лишить ее такого удовольствия.
По словам Волина, “интеллигенция из кухни ушла в интернет”. “Укрепив, кстати, здоровье нации и сэкономив себе кучу денег. Потому что гостям на кухне надо было как минимум наливать! Ведь сидеть на кухне и критиковать власть без “пол-литры” невозможно”, – добавил он. (РИА Новости, 20 июля 2017).
