ГОЛУБКОВ Владимир Юрьевич
Бывший председатель правления ОАО “Росбанк”
Владимир Голубков родился 11 августа 1966 г. в Москве.
В 1990 году окончил Московское высшее техническое училище им. Н.Э.Баумана (затем – МГТУ им. Баумана). В 1996 году окончил МГТУ им. Н.Э.Баумана по специальности “менеджмент” со степенью бакалавра. В 1999 году с отличием окончил Государственную финансовую академию по специальности “финансы и кредит”.
С 1990 по 1992 год – инженер-разработчик ВХВО “Интурсервис”, заместитель директора “Интуркредиткарт”.
С 1992 года – вице-президент, с 1995 года – президент процессинговой компании ЗАО “Компания объединенных кредитных карточек” (United Card Service, UCS).
С ноября 1999 года – заместитель председателя правления ОАО “Росбанк“. С января 2002 года – член правления ОАО “Росбанк”.
С 2001 года – председатель совета директоров UCS.
В августе 2001 года избран членом совет директоров Ассоциации российских банков-членов VISA International. С апреля 2002 года – назначенный директор в совете директоров Ассоциации российских банков-членов VISA.
С марта 2003 г. – первый заместитель председателя правления Росбанка. По словам председателя совета директоров Росбанка Евгения Иванова, Голубков был назначен первым зампредом в связи с тем, что новая стратегия развития Росбанка “предполагает серьезный упор на развитие розничного бизнеса”. “Абсолютно логично, что зампред, курирующий розницу и проекты, связанные с кредитными карточками, становится первым зампредом”. (Ведомости, 19 марта 2003)
1 октября 2004 года избран в совет директоров VISA CEMEA в качестве представителя российских банков.
С сентября 2008 г. – председатель правления ОАО “Росбанк”.
На август 2009 Росбанк входил в топ-10 российских банков. Контрольный пакет (64,7%) принадлежал французской банковской группе Societe Generale. 30,3% акций – “Интерросу” через кипрскую структуру Pharanco Holdings Co.Limited. (Коммерсант, 18 августа 2009)
К осени 2011 все российские банки группы Societe Generale (SG) – Росбанк, БСЖВ, “Русфинанс” и “Дельтакредит” – были объединены под брендом “Росбанк”.
5 апреля 2012 стало известно, что Росбанк покидает ключевой французский топ-менеджер – первый зампред правления Марк-Эммануэль Вивес, приглашенный на этот пост акционерами с перспективой повышения до первого лица банка. По информации “Коммерсанта”, Вивес получил широкие полномочия, во многом дублирующие функции Голубкова, и такое двоевластие стало поводом к корпоративной войне, в результате которой француз был отозван из Москвы. (Коммерсант, 5 апреля 2012)
15 мая 2013 сотрудники ГУЭБ МВД РФ задержали Голубкова, который требовал $1,5 млн от предпринимателя за пролонгацию кредитного договора, а также за уменьшение кредитной ставки и суммы ежемесячных платежей. Задержание произошло в кабинете Голубкова. (Ведомости.ру, 15 мая 2013)
В МВД рассказали, что в ГУЭБиПК обратились руководители одной из автокомпаний, которые взяли в Росбанке кредит на общую сумму $80 млн. Затем предприниматели, встретившись с Голубковым, попросили его пролонгировать кредитное соглашение, снизив процентную ставку по нему. По версии заявителей, Голубков согласился на их условия, но взамен потребовал выплатить ему откат в размере $1,5 млн, что сопоставимо с его годовой зарплатой.
До майских праздников 2013 Голубков, как утверждали предприниматели, через посредницу, своего заместителя Тамару Поляницыну получил несколькими порциями в рублях и валюте $1,2 млн. Однако затем потребовал выплатить сразу $300 тыс., которые якобы необходимы ему на поездку в Париж. У заявителей нужной суммы не оказалось, и они обратились в полицию. (Коммерсант, 16 мая 2013)
16 мая 2013 следствие провело очную ставку между Голубковым и Поляницыной, на которой последняя сообщила, что получала в 2012 и 2013 “откаты” от замдиректора ООО “Авто-престиж” Андрея Ковалева (бывший депутат Мосгордумы) исключительно для главы Росбанка, не имея с них ни рубля. (Коммерсант, 17 мая 2013)
После этого обоим фигурантам были предъявлены официальные обвинения. Голубкову инкриминировали ч. 3 ст. 204 УК РФ (“незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег за совершение действий в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением”), Поляницыной – посредничество в этом. По данной статье Голубкову грозило 7 лет заключения. (Коммерсант, 17 мая 2013)
Поляницына выразила готовность ходатайствовать перед прокурором о заключении соглашения о досудебном сотрудничестве с последующим рассмотрением дела в особом порядке. (Коммерсант, 17 мая 2013)
Голубков свою вину не признал, давать показания отказался, ссылаясь на ст. 51 Конституции. (Коммерсант, 17 мая 2013)
С просьбой не арестовывать Голубкова на время следствия выступил Михаил Прохоров.
17 мая 2013 Пресненский райсуд избрал для Голубкова меру пресечения в виде домашнего ареста, хотя следствие настаивало на заключении в СИЗО, утверждая, что уже после задержания Голубкова его доверенные лица смогли снять с его счетов $17 млн. Голубков в ответ пояснил, что он распорядился перевести деньги на счет своей жены, чтобы она могла организовать его защиту. (Коммерсант, 18 мая 2013)
В тот же день Ковалев в телеэфире рассказал, что в его адрес поступают угрозы, кто-то звонит ему и его друзьям и говорит, что у него могут быть неприятности. “Когда я читаю в интернете заявление бизнес-сообщества, Михаила Прохорова и т.д., что это возможная провокация, я вам говорю: “Друзья, это не провокация, эта мразь действительно вымогала у меня деньги под угрозой потери моего бизнеса”.
22 мая 2013 совет директоров Росбанка начал процесс прекращения полномочий Голубкова.
Суд наложил арест на недвижимость Голубкова и на крупную сумму денег (около 18 миллионов $), которую Голкубков подарил своему брату Сергею незадолго до ареста. (Коммерсант, 3 июля 2013)
8 августа 2013 Пресненский суд Москвы отменил домашний арест Голубкова и отправил его в СИЗО. Следователь предоставил суду рапорт оперативника ГУЭБиПК МВД, в котором сообщалось, что Голубков нарушает условия домашнего ареста. В частности, во время положенных ему прогулок встречается с “неустановленными лицами”, а выезжая из дома на машине с водителем, передвигается с повышенной скоростью, чтобы “оторваться от возможного наблюдения”. (Коммерсант, 9 августа 2013)
Адвокат Дмитрий Харитонов объяснил, что решением суда его подзащитному было запрещено общаться только с фигурантами уголовного дела. Во время прогулок он встречался и общался с родственниками и друзьями. Что касается поездок, то все они, по словам защитника, осуществлялись с разрешения следователя: “У господина Голубкова тяжелобольная мать, которую ему разрешено навещать. Машиной он сам не управляет, поэтому пользуется услугами водителя. А скорость ее передвижения – компетенция ГИБДД, а не оперативных служб полиции”. Однако суд удовлетворил ходатайство следствия. (Коммерсант, 9 августа 2013)
29 августа 2013 Мосгорсуд признал законным и обоснованным решение о взятии Голубкова под стражу. Адвокат Дмитрий Харитонов попросил суд приобщить к материалам дела ответ на запрос из управления ФСИН по Центральному АО Москвы, сотрудники которого осуществляли контроль за соблюдением условий домашнего ареста. В документе сообщалось, что “ограничения и запреты домашнего ареста, наложенные судом, Голубков не нарушал и к административной ответственности не привлекался”. Суд аргументам не внял. (Коммерсант, 30 августа 2013)
В середине сентября 2013 СКР сообщил о том, что в ближайшее время дело против Поляницыной будет направлено в суд. Поскольку она признала вину и заключила сделку со следствием, Голубкову был практически гарантирован обвинительный приговор, поскольку согласно принципу преюдиции в рамках одного и того же уголовного дела ранее установленные судом факты принимаются впоследствии уже без проверки и доказательств. (Известия, 17 сентября 2013)
В декабре 2013 Голубков заключил мировое соглашение с руководством Росбанка по иску о восстановлении его в должности. Как стало известно из решения суда, ему полагалась выплата пособия в сумме более 26 млн руб. В решении суда также было указано, что условием мирового соглашения предусмотрено внесение банком изменения в части “основания для прекращения трудового договора”.
В связи с заключением мирового соглашения Голубков отказался от всех заявленных в иске требований. Ранее в суде представители банка заявили, что Голубков был уволен за “грубые нарушения, подрывающие репутацию банка”. В своем иске Голубков просил признать незаконным приказ о его увольнении на основании заключенного с ним трудового договора, действительного до 2014. (Коммерсант, 13 декабря 2013)
В начале мая 2014 прокуратура отказалась утвердить поступившее из СКР обвинительное заключение в отношении Голубкова.
16 мая 2014 он был выпущен из СИЗО. “По нашему мнению, это подтверждает, что обвинение в отношении нашего клиента было сфабриковано, – заявил адвокат Тимофей Гриднев. – А доказательства его причастности к вымогательству денег у бизнесмена Ковалева выглядят как минимум неубедительно”. (Коммерсант, 17 мая 2014)
В июле 2015 прокуратура Москвы повторно вернула на доследование уголовное дело Голубкова и Поляницыной. Мотивом отказа в утверждении обвинительного заключения стал тот факт, что за два года следствие так и не проверило доводы защиты о непричастности Голубкова к вменяемому ему преступлению. (Коммерсант, 27 июля 2015)
28 января 2016 “Ведомости” сообщили, что дело в отношении Голубкова было закрыто в конце 2015 “за отсутствием состава преступления”, Поляницына продолжала оставаться под следствием.
Женат. Сын.