ДЕКАНОИДЗЕ Хатия

ДЕКАНОИДЗЕ Хатия Мамуковна
бывший руководитель Национальной полиции Украины (2015-2016),
бывший советник министра внутренних дел Украины,
бывший министр образования и науки Грузии (2012)


Родилась 20 января 1977 года в Тбилиси.
В 1999 году окончила факультет международного права и международных отношений Тбилисского государственного университета им. Иванэ Джавахишвили. С 1999 по 2000 год проиходила обучение под эгидой Центрально-Европейского университета и стратегического исследовательского центра RAND (США).
Работала лектором на кафедре дипломатической истории ТГУ.
В 2004 году – глава Администрации Министерства государственной безопасности Грузии.
С 2004 по 2006 год – начальник штаба МВД Грузии.
С 2006 по 2008 год работала старшим советником Посольства Грузии в США, Канаде и Мексике.

С 2008 по 2012 год – ректор Академии полиции МВД Грузии.

С 30 мая 2012 года занимала должность директора Национального экзаменационного центра (НЭЦ) Министерства образования и науки Грузии.

С 3 июля 2012 года – министр образования и науки Грузии в правительстве Иванэ (Вано) Мерабишвили. После назначения сохранила за собой пост главы НЭЦ.
10 октября 2012 г. правительство подало в отставку.

С 2013 г. работала деканом факультета социальных наук в Кавказском международном университете в Тбилиси.

В июне 2014 года Деканоидзе как кандидат от партии “Единое Национальное движение” баллотировалась на выборах гамгебели (руководителя законодательной ветви местного самоуправления в Грузии) по Кварельскому муниципалитету в Кахетии. В первом туре голосования заняла второе место, получив 24,15% голосов избирателей. В июле 2014 г. во втором туре уступила кандидату от “Грузинской мечты” Илие Мзекалашвили (Деканоидзе получила 20,05% голосов, Мзекалашвили – 79,95%).

В январе 2015 г. вместе с Георгием Зубко учредила в Киеве грантовый украинско-грузинский проект – общественно-политическую школу Civil and political school (CAPS).


С 2015 года – советник первого заместителя министра внутренних дел Украины Екатерины (Эки) Згуладзе, затем – советник главы МВД Украины Арсена Авакова.
Также была куратором учебного курса Департамента патрульной полиции Киева.
С ноября 2015 года – член Центральной аттестационной комиссии МВД Украины.

4 ноября 2015 года Распоряжением Кабинета министров Украины была назначена на введенную должность  руководителя Национальной полиции Украины с 5 ноября 2015 года. Назнечение проходило без конкурса.

15 января 2016 года в эфире Hromadske.tv заявила, что к 2019 году на Украине должна быть сформирована настоящая полиция. “Сопротивление, конечно, будет. Система всегда будет сопротивляется. Задача в том, чтоб не перестраивать только каждого полицейского, но и чтобы мы тоже, как полицейские, помогли перестраивать ментальность человека”, подчеркнула Деканоидзе.

22 января 2016 г. во время селекторного совещания с руководством структурных и территориальных подразделений НПУ дала полицейским месяц на стабилизацию криминогенной обстановки на Украине. “Как глава Национальной полиции, я даю вам месяц, чтобы вы реально показали свою работу. Этот месяц будет решающим в нашей деятельности. Потому что сейчас у нас идет реформа. Я понимаю, что реформа иногда очень болезненна. Так что, сейчас одной рукой мы делаем реформу, а другой – никто не снимал с нас ответственность, чтобы мы боролись с криминогенной ситуацией”, сказала Деканоидзе.

В интервью “ЛигаБизнесИнформ” заявила, что наиболее эффективно будет сменить тех, кому несут деньги низовые коррумпированные правоохранители. “Эти же руководители среднего звена потом несут «долю» на самый верх. Начать очищение сверху – труднее, с самого низа – не так эффективно, а выбить среднее звено в этой цепи представляется мне наиболее жизнеспособным сценарием”, ответила Деканоидзе.
“Почти все начальники райотделов и начальник полиции Киева сегодня новые. У нас есть информация, что очень многие кланы – и преступные, и экономические, и чиновничьи просто не знают, куда им идти со взятками”,  добавила она.
В интервью Деканоидзе также заявила: “Если сотрудник, например, понемногу брал бензин или бумагу с рабочего места, то это небольшие нарушения и такого человека можно качественно трансформировать. Он сам с удовольствием будет честно работать, если система позволит ему это. Основа реформы – это постоянное привлечение молодых кадров. Постепенное, но непрерывное и всеобъемлющее. Во все структурные подразделения Национальной полиции, не ограничиваясь патрульной службой”, сказала Деканоидзе.
По ее словам, она встречалась со многими людьми, работавшими в старой системе МВД, которые были честными и профессиональными. “Они держались за систему и закрывали глаза на многие вещи просто потому, что иначе не могли бы работать в ней. Таких профессионалов отталкивать не будем – они проходят переаттестацию наравне со всеми. Мы будем избавляться только от тех, кто настолько заражен метастазами коррупции, что его исправить нельзя”, заявила Деканоидзе (“ЛигаБизнесИнформ”, 5 февраля 2016).

10 февраля 2016 г. на общей коллегии МВД и Минюста Украины первый заместитель министра внутренних дел Украины Эка Згуладзе заявила, что деятельность Национальной полиции Украины ее “раздражает чуть-чуть”.
В свою очередь Деканоидзе ответила: “Эка сказала, что патрульная полиция уже нас раздражает, потому что, да, пиара много, хорошего много, молодые ребята, им нужна поддержка. Сейчас на кону не только патрульная, но и вся Нацполиция. И общество должно консолидироваться вокруг нее, потому что полиция – это хребет внутренней безопасности страны”.

29 февраля 2016 г. Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) сообщила, что украинская полиция во время блокады российских фур националистическими активистами на платной основе готова сопровождать российские грузовики по всей украинской территории. По информации АСМАП, стоимость сопровождения нарядом ДПС одного транспортного средства по территории Украины от пункта въезда до пункта выезда, независимо от количества областей, по которым проходит маршрут, составляет 1 тыс. 170 гривен (по текущему курсу 3 тыс. 276 руб.). (см. http://www.asmap.ru/home.php?id=24443&PHPSESSID=f1mbftbpdgi187p194v97efbc7 ).

8 апреля 2016 г. в интервью каналу “112 Украина” выступила против восстановленного в должности через суд незаконно уволенного по “закону о люстрации” заместителя начальника Главного следственного управления – начальника управления Национальной полиции Украины Григория Мамки. “Он будет отправлен в Донецкую область, он хочет служить народу Украины? Да, он будет служить народу Украины. Я устрою ад тем силам, которые занимаются реваншем. Я буду делать все для того, чтобы реформа Нацполиции состоялась, и она обязательно состоится”,  заявила Деканоидзе.
Она добавила, что если Мамка после перевода на Донбасс возьмет больничный, состояние его здоровья каждый день будет проверять инспекция НПУ.

22 июня 2016. в ходе в ходе выступления перед сотрудниками МВД заявила, что упразднить коррупцию в в системе правоохранительных органов не удалось. “К сожалению, должна сказать, что нам не удалось пока упразднить все коррупционные составляющие. Потому что первое – мотивация, которой нет у полицейских. Второе – это техническое оборудование, когда каждый полицейский не чувствует себя достойно, нет формы и машины…
Третье – когда нет целостности в правоохранительной системе для того, чтобы хоть понимать, что каждый человек, начиная с рядового сотрудника, пережил такую ментальную трансформацию, что, да, мы сейчас работаем по-новому, а работаем по-новому – это значит, что не только полиция должна работать по- новому, а и вся правоохранительная система”, сказала она.

20 июля 2016 г., прибыв на место гибели исполнительного директора издания “Украинская правда” и теле- и радиоведущего Павла Шеремета, заявила, что у этого преступления может быть российский след. “Павел Шеремет был для меня хорошим знакомым. Он – первый человек, кому я дала интервью. Он был очень хорошим журналистом, поэтому для меня это будет делом чести. Мы возьмем все записи камер, которые есть вокруг. Особенно мне не нравится эта ситуация перед крестным ходом”, заявила она, имея в виду Всеукраинский крестный ход за мир на Украине и единство страны, организованный УПЦ МП (EurAsia Daily, 20 июля 2016).
В тот же день была назначена руководителем оперативной группы по расследованию убийства Шеремета.

На заседании Комитета Верховной Рады Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности 21 августа 2016 г. Деканоидзе заявила, что количество преступлений на Украине возросло на 23%. “Ни в одном из случаев мы никогда не скрывали ни статистику, ни ошибки и проблемы, которые у нас есть. Около 60% преступлений, которые выросли на 23%, составляют имущественные кражи. Проблема в том, что наш народ беднеет”, – добавила она.

27 сентября 2016 г. на брифинге заявила о начале подготовки будущих следователей из числа отобранных по специальному конкурсу гражданских-добровольцев: “Через конкурс и полицейские комиссии к нам попали молодые замечательные люди, около 78 новых кандидатов на следователей и около 105 участковых… Ни для кого не секрет, что у нас много проблем, которые связаны и с участковыми и со следствием. Потому что следствие – это направление Нацполиции, которое касается очень многих людей. К сожалению, у нас больше негативных отзывов, чем позитивных”.
По словам Деканоидзе, на Украине следует построить правовое государство, при котором полиция будет обеспечена надлежащим образом. “У нас правового государства пока нет, мы строим правовое государство, когда у каждого полицейского будет законодательное полномочие: обеспечение, зарплата, мотивация, рабочее место, где можно сесть и расследовать важные дела. А самое главное – у них будет зарплата. Правовое государство, где рейдеры не будут захватывать каждый день предприятия, это главная проблема бизнеса. Почему есть такая проблема, потому есть глубокие коррупционные схемы”, отметила она (“112.UA”, 27 ноября 2016).
8 ноября Деканоидзе на брифинге заявила, что первая группа следователей и участковых (около 200 человек), отобранных из гражданских лиц, начнет работу в Киевской области через месяц. “Где-то через три недели-месяц первая такая группа следователей и участковых у нас будет уже выпущена для Киевской области. Никогда до этого в правоохранительной системе, особенно в полиции, гражданские люди не были приглашены на должности следователей. Мы нашли их во время этих отборов и конкурсов, нашли где-то около 200 человек, 90 следователей для Киевской области и около 164 участковых, которые реально будут пополнять наши ряды”, сказала она (“Таймер”, 8 ноября 2016).

14 ноября 2016 г. Деканоидзе объявила о своей отставке. “Моя функция выполнена. Я заявляю о своей отставке. Но считаю необходимо в кратчайшие сроки провести открытый конкурс на пост главы Национальной полиции Украины, – сказала она.

О причинах отставки Деканоноидзе сообщила в своем письме на Facebook. “Год назад по просьбе руководства страны я заняла должность Главы Национальной полиции Украины. Это был сложный вызов и сложная задача. Мне и нашей команде нужно было практически с нуля создавать новый государственный орган – преобразовать милицию в Национальную полицию и вернуть доверие общества к структуре, которая в течение многих лет дискредитировала себя в глазах граждан.
Впервые за всю историю Украины главой правоохранительного органа стал не просто гражданский, но и политически независимый человек. Не защищая собственные интересы, интересы политиков, полиция стала органом, главной ценностью которой является человек, его права и безопасность. Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, войну, неконтролируемое перемещение оружия, коррупцию, нереформированные суды и прокуратуру, нам удалось не только стабилизировать и удержать ситуацию под контролем, но начать реальные изменения в системе. Мы не работали на публику, многое из сделанного нами оставалось незамеченным.
Сегодня я бы хотела обратить внимание на то, что нам удалось сделать и требует дальнейшего развития и серьезной политической поддержки:
Меньше чем за год мы разработали и внедрили совершенно новую структуру Национальной полиции Украины, которая стала основой создания нового государственного института;
Впервые в истории правоохранительных органов мы провели тотальную переаттестацию сотрудников. Этот процесс много критиковали, он не был совершенным, но и тогда и сейчас я убеждена, что другого способа очистить систему у нас не было. По сути, аттестация стала первым шагом к обществу и открытой оценке деятельности государственных органов; 
Нами был создан независимый рекрутинговый центр, через который сегодня осуществляется не только набор в патрульную полицию, но и на все другие должности Национальной полиции Украины; 
Мы завершили формирование патрульной полиции, которая теперь работает уже в 32 (тридцати двух) городах страны, показывая новые стандарты взаимоотношений государства и человека;
Под моим личным руководством была создана незангажированная, эффективная структура внутренней безопасности Национальной полиции, которая только за минувший год открыла более 1 000 дел против коррупции в органах полиции, в том числе в отношении высших должностных лиц системы;
В Национальной полиции появилось управление по защите прав человека и имплементирована система электронного контроля по соблюдению прав задержанных в изоляторах временного содержания;
Нами разработана и внедрена система прозрачных, открытых конкурсных отборов следователей, участковых и оперативных сотрудников из числа простых граждан, а также система переподготовки действующих следователей и участковых по международным стандартам. А с 1 декабря запускается пилотный проект детективов в Киевской области -функциональное объединение следователей и оперативных сотрудников. Это то, что мы сделали всего за год.
Это не все, а основное. Но самым большим достижением я считаю то, что мне удалось доказать: полиция должна быть честной, порядочной, открытой и с человеческим лицом! Ни один начальник областного управления, ни один руководитель управлений или департаментов, ни один полицейский в стране не может сказать, что я отдавала преступные приказы или покрывала преступления. Да, у нас были проблемы, конфликты и все еще есть недостатки. Но мы ни разу не отвернулись от трудностей, не следовали принципу круговой поруки и не игнорировали жалобы, которые слышали. И я горжусь тем, что доверие населения к Национальной полиции выросло, а полицейские готовы работать по новым принципам. Но я бы хотела оставаться откровенной до конца и сказать также о том что нам не удалось сделать.
К моему большому сожалению, нам не удалось избежать потерь и трагедий. Я приношу свои глубокие соболезнования семьям и близким всех пострадавших. Я буду честна и скажу, что нам также не удалось искоренить коррупцию в наших органах. Лично у меня коррупция на любом уровне вызывает отвращение, и я делала все, чтобы такие же чувства испытывали все, кто со мной работал. Но очистить от коррупции и злоупотребления властью самый большой правоохранительный орган страны – это гораздо более сложная задача, требующая не одного года работы и жесткой политической воли. Мы заложили основы, и я очень надеюсь, что на этом преобразования не остановятся. Я также хотела бы остановиться на трех важных составляющих, без которых я не вижу возможности создания и развития действительно независимой и эффективной Национальной полиции. Первое – это необходимое и достаточное финансирование.
Мы можем бесконечно реформировать систему, применять современные практики, увольнять старых и нанимать новых сотрудников. Но! Голые и босые, без бумаги и бензина, без современных технологий и надлежащего социального обеспечения, полиция не сможет работать эффективно. Второе – это реформа органов прокуратуры и судов, без которых я не вижу возможности существенно изменить всю правоохранительную систему в стране. Существующий порядок вещей рано или поздно приведет и уже приводит к ценностным конфликтам между теми, кто хочет и меняться и теми, кто застряли в прошлом. И последнее, но не менее важное. Это все еще сохранившиеся традиции вмешательства в работу полиции политиков. Я не выносила сор из избы, я государственный человек.
Но считаю своим долгом обратиться к политикам и чиновникам на всех уровнях – начиная от народных депутатов и заканчивая самыми высокими кабинетами с просьбой и даже требованием отказаться от вмешательства в работу Национальной полиции. Не могут и не должны назначения в правоохранительных органах согласовываться с политиками; не могут и не должны политики использовать или пытаться использовать силы правопорядка для защиты своих политических интересов.
Без понимания этого страна рано или поздно снова будет обречена на противостояние общества и власти. Мои дорогие родные Украинцы, в рамках своих полномочий я сделала все, что в моих силах, чтобы все эти принципы соблюдались. Я, как и обещала, в течение года создала фундамент для развития новой Национальной полиции и оставалась верна вам и вашим интересам до последней минуты своей работы.
МОЯ ФУНКЦИЯ ВЫПОЛНЕНА. Но, к сожалению, моих воли и полномочий было недостаточно для реализации изменений. В связи с чем, я заявляю о своей отставке. И считаю необходимым в кратчайшие сроки провести открытый и прозрачный конкурс на пост нового главы Национальной полиции Украины. Я благодарна всей своей команде и всем полицейским, которые не смотря ни на что, продолжают выполнять свой долг, следуя присяге. Я также благодарна общественности, журналистам и всем, кто был с нами за Вашу искреннюю поддержку, объективную критику и веру. Отдельно я бы хотела поблагодарить наших международных партнеров и всех дипломатических представительств за помощь и содействие. Но самую большую благодарность я хочу выразить всему украинскому народу – за поддержку, понимание и терпение. Надеюсь, что проделанная мною работа даст толчок дальнейшему развитию Национальной полиции и созданию новой страны, если на то будет политическая воля”, сказано в письме (см. https://www.facebook.com/khatia.dekanoidze.7/posts/1787506061519244?pnref=story ).

По информации издания “Страна.ua”, решение уйти в отставку Деканоидзе приняла 10 ноября 2016 г. после внеплановой встречи с Президентом Порошенко. По информации издания, речь, возможно, шла о грядущих акциях протеста, для борьбы с которыми якобы был создан специальный штаб во главе с главой СНБО Александром Турчиновым. “Хатия отказалась выполнять команды штаба Турчинова”, сказал “Стране” источник в силовых структурах (“Страна.ua”, 14 ноября 2016; см. http://strana.ua/news/40491-stalo-izvestno-pochemu-hatiya-dekanoidze-ushla-iz-mvd-imenno-sejchas.html ).

В интервью изданию  KyivPost заявила, что руководство Украины пыталось использовать ее и других реформаторов как “ширму” и как “козлов отпущения”. По ее словам, “реформаторы” в украинском правительстве занимают низшие должности, а затем используются как козлы отпущения, если реформы не удаются (KyivPost, 30 декабря 2016; см. https://www.kyivpost.com/ukraine-politics/dekanoidze-says-ukraine-lacks-single-minded-team-reformers.html).

12 апреля 2017 г. вновь получила грузинское гражданство.

В октябре 2020 года избрана депутатом Парламента Грузии по списку блока “Сила в единстве” (была 3-й в списке. Список возглавлял Вахтанг Кикабидзе).

С июня 2021 г. –  руководитель фракции “Единое национальное движение” – Объединеннная оппозация “Сила в единстве”.

30 октября 2021 г. во втором туре проиграла выборы мэра Батуми, получив 48,36% голосов избирателей. За Иосифа Хахалеишвили проголосовали 51,64%.


Подполковник полиции.

Разведена. 
Сын Торнике Копалешвили был арестован в Грузии в марте 2017 года по обвинению в хранении и распространении наркотиков (“Грузия.онлайн”, 14 марта 2017). Пошел на сделку со следствием.