ХАРДИКОВ Юрий Анатольевич
Бывший префект Северного АО Москвы,
бывший генеральный директор ОАО “Кубаньэнерго”,
бывший член правления ОАО “Российские коммунальные системы”,
бывший генеральный директор ОАО “Центрэнерго”
Юрий Хардиков родился 3 мая 1958 г. в Литовской ССР.
В 1980 окончил Томский политехнический институт по специальности “инженер-электрик”, Сибирский социально-политический институт по специальности “политолог”. Получил степень магистра менеджмента в Институте бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Окончил аспирантуру Российской академии государственной службы при президенте РФ по специальности “экономика и управление народным хозяйством”. Прошел стажировку по международному опыту реформирования энергетики в ряде европейских стран.
В 1980-1989 служил в органах МВД СССР.
С 1991 работал руководителем службы информации и печати Томского политехнического университета.
С 1992 по 1995 – заместитель генерального директора консорциума “Деловой мир” (Москва).
В 1995-1996 – генеральный директор российско-чешского СП “Стивал-Сибирь”.
С 1996 по 1999 руководил ОАО “ТОКО” в Томске, занимал посты экономического советника и председателя Комитета по социально-экономическому развитию администрации Томской области.
В 1999 начальник управления казначейства ОКБ “Олма-банк”.
С 1999 – первый заместитель генерального директора представительства РАО “ЕЭС России” “Сибирьэнерго”.
С 2000 – заместитель председателя совета директоров ОАО “Томскэнерго”.
С 2000 – председатель совета директоров ОАО “Алтайэнерго”.
В апреле 2001 был избран генеральным директором ОАО “Новосибирскэнерго”. Избрание оспаривалось рядом акционеров и не признавалось администрацией Новосибирской области. В июле 2001 года Хардиков вместе с бывшим генеральным директором компании В.Томиловым отказались от должности.
С марта 2002 – генеральный директор ОАО “Центрэнерго”.
С июня 2002 был членом совета директоров ОАО “Волгоградэнерго “.
С 2003 по июнь 2004 – заместитель председателя правления ОАО “Российские коммунальные системы” (РКС).
С июля 2004 – генеральный директор ОАО “Кубаньэнерго”.
С июля 2007 – префект Северного АО Москвы. “Очень сильный, серьезный специалист”, – сказал о Хардикове мэр Юрий Лужков.
13 октября 2008 Лужков объявил Хардикову выговор, поставив ему в вину провал программы по капремонту. Из 180 домов, поставленных в округе на капремонт, к октябрю было готово 4. Причем 14 домов осеннее похолодание встретили с ледяными батареями. Сам Хардиков невыполнение плана по капремонту объяснил тем, что часть выигравших конкурсы на выполнение работ подрядчиков оказались недобросовестными и не смогли выполнить взятые на себя обязательства. (Газета.ру, 21 мая 2010)
В январе 2009 Лужков подписал указ об освобождении Хардикова от должности префекта с 16 февраля 2009 года. С 19 января по 16 февраля включительно он был отправлен в отпуск. Решение об отставке было принято с учетом системных ошибок и просчетов в его работе, как заявил пресс-секретарь мэра и правительства столицы Сергей Цой. Он добавил, что ему было объявлено несколько выговоров, после чего логичным стало его освобождение от занимаемой должности. (Коммерсант, 21 января 2009)
Однако неофициально источники в мэрии утверждали, что последней каплей, переполнившей чашу терпения мэра, стал конфликт вокруг рынка рядом с Речным вокзалом, когда “Хардиков создал большие сложности людям, с которыми в Москве стараются не ссориться”. (Газета.ру, 21 мая 2010)
4 мая 2009 в отношении Хардикова было возбуждено уголовное дело. По данным следствия, в 2005 Хардиков, возглавлявший тогда ОАО “Кубаньэнерго”, познакомился в Сочи с владелицей компании “Интеко” Еленой Батуриной (она же – женщина-миллиардер и жена Лужкова), которая заинтересовалась пустующим земельным участком, расположенным на сочинском Курортном проспекте, площадью около 7,5 га. Хардиков предложил ей свою помощь в организации сделки, причем поначалу он выступал посредником между представителями “Интеко” и владельцами земли. Однако когда пришло время подписывать договор купли-продажи на 1 млрд руб., Хардиков, говорилось в деле, уже выступал продавцом участка. Изучив обстоятельства сделки, следствие пришло к выводу, что глава “Кубаньэнерго” не имел полномочий подписывать договор купли-продажи, введя тем самым покупателя в заблуждение. (Коммерсант, 16 ноября 2009)
В августе 2009 года появилось сообщение о том, что телекомпания РЕН-ТВ якобы разыскала Хардикова в Смоленской области, где он занимался делами собственного крестьянского хозяйства и охотничьей заимки. “Ни один нормальный человек не способен поверить, что у Батуриной можно что-то украсть, – рассказал Хардиков телекомпании. – Тем более миллиард. Если такой человек найдется, я думаю, он совершит подвиг… Был момент во время моей работы, когда с той стороны мне предложили заплатить 50 млн долларов, как я понял, чтобы остаться в должности префекта. Если кто-то считает, что те деньги, которые ему не донесли в виде взятки, являются хищением, пусть так думает”. (Газета.ру, 21 мая 2010)
В ноябре 2009 суд заочно арестовал Хардикова. К этому времени он, по данным следствия, уже несколько месяцев находился на лечении в Германии.
21 мая 2010 стало известно, что Хардиков якобы задержан в Германии. Однако его адвокат Михаил Жидков сообщил, что его подзащитный недавно вызывался “в полицию, где ему пояснили, что в его отношении начата процедура экстрадиции, после чего сказали: “Лечитесь дальше”, и все”. Никакого задержания или ареста не было. (Коммерсант, 25 мая 2010)
31 мая 2010 Хардиков сообщил: “Я сейчас нахожусь в больнице и пишу книгу о деятельности мэрии Москвы. Мои адвокаты готовят иск против нынешнего префекта САО господина Митволя”. По его словам, Митволь в своих комментариях о Хардикове неоднократно приводил факты, не соответствующие действительности. О каких именно фактах идет речь, Хардиков пообещал сообщить позже. (РИА Новости, 31 мая 2010)
5 августа 2010 Хардиков был задержан в Литве по подозрению в попытке легализации денежных средств, полученных нелегальным путем. Как утверждала газета Vilniaus diena, он якобы перевел в литовский филиал шведского банка SEB $39 млн, а прибыв в Литву, начал дробить эту сумму по разным счетам, что вызвало подозрения у сотрудников банка. (Коммерсант, 1 октября 2010)
Спустя неделю окружной суд Вильнюса выпустил Хардикова под подписку. Он был обязан каждую неделю отмечаться в комиссариате полиции Вильнюса.
30 сентября 2010 стало известно, что Хардиков попросил убежища в Литве. Также он заявил, что никогда не переводил $39 млн из Германии в Литву и намерен судиться с литовской газетой. Он признал, что денежные переводы были, однако “все было сделано по закону и задекларировано”. Точную сумму переводов Хардиков назвать отказался. (Коммерсант, 1 октября 2010)
22 июня 2011 Елена Батурина подала в Арбитражный суд Москвы иск к Хардикову. Она требовала признать недействительной сделку по продаже ей 7,5 га земли в Сочи. (Коммерсант, 23 июня 2011)
13 июня 2012 2-й участковый суд Вильнюса постановил прекратить уголовное делоХардикова и отменил ограничительные меры в отношении него. Хардиков переехал в Латвию, где ему оформили вид на жительство на пять лет. (Коммерсант, 14 июня 2012)
В августе 2012 Батурина обратилась с заявлением в правоохранительные органы с требованием возбудить дело также в отношении жены и матери Хардикова. Обеих женщин заявительница считала причастными к хищению средств и выводу активов из сочинской компании “Олимп-2014”. (Коммерсант, 10 августа 2012)
20 декабря 2012 российскими следственными органами было отменено постановление о привлечении Хардикова по делу о мошенничестве в качестве обвиняемого, заочный арест был с него снят (само дело по-прежнему расследовалось)
15 января 2013 Хардиков был задержан в итальянском городе Пескара. По словам его адвоката Айвараса Райшутиса, поводом стало то обстоятельство, что имя Хардикова всё ещё числилось в разыскной базе Интерпола, хотя в декабре 2012 с него сняли предъявленные ранее обвинения. (Коммерсант, 22 января 2013)
22 января 2013 был выпущен на свободу. “Все, документы пришли, все урегулировано. Наши органы быстро сработали, за что им спасибо”, – сообщила адвокат Хардикова Людмила Сидорова. (Коммерсант, 23 января 2013)
В апреле 2013 Главное следственное управление ГУ МВД по Москве прекратило производство по уголовному делу в отношении Хардикова. Следствие пришло к выводу, что конфликт, легший в основу уголовного дела, относится к сфере гражданско-правовых отношений. Хардиков получил право на реабилитацию и возмещение вреда от уголовного преследования. (Коммерсант, 5 апреля 2013)
25 июля 2013 Вильнюсский окружной суд завершил рассмотрение уголовного дела в отношении Хардикова. Гособвинитель попросил приговорить его к 1году лишения свободы, а также назначить штраф в размере 100 минимальных прожиточных уровней, что составляет 13 тыс. литов (€3768). (Коммерсант, 26 июля 2013)
9 сентября 2013 Вильнюсский окружной суд оправдал Хардикова. (ИТАР-ТАСС, 9 сентября 2013)
Член Союза журналистов России.
Женат. Трое детей.
Увлечения – охота, езда на снегоходе.
