ЧИЧВАРКИН Евгений Александрович

ЧИЧВАРКИН Евгений Александрович
Бывший председатель совета директоров компании “Евросеть”


          Евгений Чичваркин родился 10 сентября 1974 года в Москве. Отец – пилот гражданской авиации, мать – экономист в министерстве внешних экономических связей.
          В 1996 году окончил Государственную академию управления по специальности “экономика управления на автотранспорте”. Учился в аспирантуре, но диссертацию не написал.          
          В 1991 году начал работать продавцом на рынке в “Лужниках”, через несколько лет стал владельцем нескольких точек. По словам Чичваркина, он был первым, кто привез в Москву шоколадные яйца с сюрпризом внутри. (Ъ, 9 марта 2007)
           В 1996 году работал завхозом в магазине по продаже сотовых телефонов.
          В 1997 году вместе с Тимуром Артемьевым (знакомы с детства, жили в одном доме) организовал компанию “Евросеть”. Председатель Совета директоров компании “Евросеть”.    
          В феврале 2006 журнал “Финанс” оценил состояние Чичваркина в 330 миллионов долларов (130-е место в России). 
     В январе 2007 г. сразу несколько региональных управлений ФАС объявили о возбуждении дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении “Евросети”. Ритейлера подозревали в нарушении ст. 5 ч. 6 федерального закона “О рекламе”, по которому “в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений”. Поводом послужили слоганы “Евросеть – цены просто о…ть”, “Ни (закрашенное слово из трех букв) себе, все – людям!”. . “Данный рекламный слоган добрый и не злобный, он может раздражать только ханжей”, – заявил на это Чичваркин. (Ъ, 29 января 2007
        На март 2007 г. “Евросеть” владела более 5100 магазинов в 1200 городах России (3670 магазинов), Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Украины, Азербайджана, Армении, Латвии, Эстонии и Литвы. Была крупнейшим в России продавец мобильных телефонов (12,1 млн штук в 2006 году, доля – 41,7%) и контрактов сотовых операторов (26,7%). Оборот в 2006 году – $4,6 млрд, выручка – $3 млрд, EBITDA – $116 млн, чистая прибыль – $22 млн. В рейтинге Ъ “Топ-50 российских ритейлеров” “Евросеть” занимала второе место после сети магазинов бытовой техники “Эльдорадо”. На 100% принадлежала голландской Euroset Holding, владельцами которой были Чичваркин и Артемьев. (Ъ, 9 марта 2007)

22 сентября 2008 г. стало известно, что Чичваркин с Артемьевым достигли договоренности о продаже 100 % “Евросети” инвесткомпании ANN предпринимателя Александра Мамута. Крупнейший в России сотовый ритейлер с учетом долга был оценен, по информации “Коммерсанта”, в $1,25 млрд, но Мамут  заплатил только 400 млн. 850 млн – долги компании. (Коммерсант, 22 сентября 2008)

В сентябре 2008 г. Чичваркина дважды вызывали на допросы в прокуратуру в качестве свидетеля по делу о контрабанде телефонов.

Чичваркин: “Когда осенью 2008-го вместо борьбы с кризисом начался захват собственности, причем не только нашей, а вообще всей, которая понравится, и подогрев особых банков, я понял, что власть никуда не передалась от Путина. А потом, в 2009-м, был принят Закон о торговле, который позволяет ввести госрегулирование цен и позволяет чиновникам грабить любое предприятие торговли, которое им приглянулось. Не Медведев был его инициатором, не он его продавливал, но он его подписал”. (The New Tims, 31 января 2011)

16 ноября 2008 г. был назначен уполномоченным по проведению учредительной конференции московского отделения партии “Правое дело”.

22 ноября 2008 г. покинул пост председателя совета директоров “Евросети”.

22 декабря 2008 года вылетел в Лондон.

21 января 2009  в Минюст были сданы документы на регистрацию “Правого дела”, но без московского отделения. В партии подчеркнули, что “это не партия не способна сделать отделение, а Чичваркин”: “Нам его назначили – вопросы не к нам”. (Коммерсант, 23 января 2009)

21 января 2009 следственный комитет при прокуратуре РФ обратился в суд с ходатайством о заочном аресте Чичваркина. Следствие вынесло постановление о привлечении его в качестве обвиняемого по делу о похищении человека и вымогательстве, объявив в федеральный розыск. Арест же требовался для международного розыска Чичваркина, который находился в Лондоне. (Коммерсант, 23 января 2009)

По данным следствия, в начале 2003 года вице-президент “Евросети” по вопросам безопасности Борис Левин, его заместитель Александр Ермилин, сотрудники службы безопасности Сергей Каторгин и Виталий Цверкунов похитили экспедитора компании Андрея Власкина, заподозренного в краже крупной партии сотовых телефонов. Похищенного удерживали на съемных квартирах, добиваясь от него возврата телефонов или денег за них. После того как Власкин возместил компании вмененный ему ущерб в 20 млн руб., от него отстали. Всех четверых задержали 2 сентября 2008.

Как подозревали правоохранительные органы, похищение экспедитора и вымогательство совершались с ведома и согласия Чичваркина. (Коммерсант, 23 января 2009)

23 января 2009 сопредседатели партии “Правое дело” Леонид Гозман, Борис Титов и Георгий Бовт распространили заявление, в котором говорилось, что “случай с Евгением Чичваркиным подтверждает, что административное давление на бизнес продолжается”: “Вместо того чтобы разобраться в ситуации согласно гражданскому законодательству, правоохранительные органы дают санкции на уголовное преследование”. Подчеркнув, что они не ставят “свое отношение к товарищу в зависимость от позиции и заявлений следственного комитета”, лидеры партии пообещали добиваться восстановления в отношении Чичваркина “законности и справедливости”.  (Коммерсант, 23 января 2009)

Также руководство ПД решило не назначать нового уполномоченного по проведению учредительной конференции московского отделения, пока суд не примет решение по заочному аресту Чичваркина. (Коммерсант, 27 января 2009)

28 января 2009 Басманный суд вынес постановление о заочном аресте Чичваркина.

4 февраля 2009 глава российского Национального центрального бюро Интерпола Тимур Лахонин сообщил: “На сегодняшний день Чичваркин в международный розыск не объявлен. Прежде чем объявить человека в розыск, мы должны получить определенный пакет документов, на сбор которых уходит некоторое время”. (ИТАР-ТАСС, 4 февраля 2009)

23 февраля 2009 в аэропорту Домодедово была задержана няня детей Чичваркина. У нее изъяли платиновые кредитные карточки супругов Чичваркиных и £6 тыс. наличными, после чего разрешили вылететь в Лондон. В тот же день были проведены обыски дома и на работе у помощницы Чичваркина Натальи Иконниковой. (Коммерсант, 27 февраля 2009)

11 марта 2009 Генпрокуратура официально объявила Чичваркина в розыск через Интерпол.

В начале мая 2009 Следственный комитет при прокуратуре завершил расследование уголовного дела в отношении Чичваркина.

17 июня 2009 “Ъ” сообщил, что в Генпрокуратуре РФ побывали представители правоохранительных органов Великобритании. Они согласовали с российским ведомством перечень документов, необходимых для рассмотрения в Великобритании запроса об экстрадиции Чичваркина.

18 июня 2009 Гозман заявил: “Я абсолютно убежден, более того у меня есть соответствующие доказательства, что преследование Чичваркина никак не связано с его политическими взглядами, а является разборками по бизнесу, в которые к сожалению оказываются втянутыми наши правоохранительные органы”. Отвечая на вопрос о возможном партийном будущем Чичваркина, Гозман сказал: “Мы же не КПСС, почему мы должны отказываться от человека, если он поссорился с прокуратурой”. (Интерфакс, 18 июня 2009)

В начале сентября 2009 один из основных фигурантов уголовного дела, Сергей Каторгин, заключил сделку с правосудием, полностью подтвердив версию обвинения. (Коммерсант, 3 сентября 2009)

3 сентября 2009 в “Коммерсанте” было опубликовано интервью с Чичваркиным, в котором он сказал: “Меня вынудили, отъезд был спешным… Но я жалею только о том, что мне не хватило силы воли уехать раньше. Здесь ни одна скотина не залезет мне в карман или не обшмонает машину, якобы проверяя документы, не подкинет хреноты в квартиру или офис. Никто не будет четыре часа курить в лицо что-то жесткое без фильтра, убеждая меня, что я — м…ак. Желания возвращаться нет, понимание этого пришло сразу. Свое будущее я связал с этой страной и уже стал ее налоговым резидентом”.

7 сентября 2009 Чичваркин был арестован в Лондоне. В тот же день суд отпустил его под залог в 100 тысяч фунтов.

22 сентября 2009 Чичваркин предстал перед Вестминстерским магистратским судом Лондона. Заслушав представителей сторон, судья Уоркман назначил рассмотрение дела по существу на 1 декабря 2009 года.

1 октября 2009  заместитель министра внутренних дел РФ Евгений Школов заявил, что МВД  проверит заявление Чичваркина о том, что сотрудники бюро специальных технических мероприятий министерства якобы вымогали у него деньги. (Коммерсант, 2 октября 2009)

17 ноября 2009 “Коммерсант” сообщил, что Чичваркин направил так называемое защитное заявление в магистратский суд Вестминстера, в котором отметил, что “Евросеть”, начав свою деятельность с двух магазинов, “к 2008 году стала крупнейшим розничным работодателем с 30 тыс. сотрудников и оборотом $5,7 млрд”. Рост компании, по его словам, привел к нападкам на нее со стороны уголовных элементов и правоохранительных органов РФ. Например, указал Чичваркин, с 2005 года и позже большие грузы телефонов, импортируемых “Евросетью”, “периодически задерживались и изымались под разными предлогами сотрудниками МВД”. “Затем сотрудники МВД предпринимали попытки извлечь прибыль из этих изъятий, несмотря на то что они были необоснованными и были предметом протестов со стороны в том числе и пользующихся хорошей репутацией производителей телефонов, таких как Motorola”. (Коммерсант, 17 ноября 2009

23 ноября 2009 Генпрокуратура РФ завершила подачу документов в Вестминстерский суд Лондона. Материалы содержали доводы о необходимости его выдачи, а также возражения на защитное заявление Чичваркина: “Собранные доказательства указывают на то, что Чичваркин знал о преступлениях, которые совершали его подчиненные, но не воспрепятствовал им, – отметил сотрудник СК. – Фактически они действовали с его согласия и в его интересах. Потом бывший владелец “Евросети” еще и принял на баланс компании средства, полученные путем вымогательства у потерпевших”.

Генпрокуратура утверждала, что вина Чичваркина подтверждается многочисленными доказательствами, собранными по делу. Как выяснило следствие, один из домов, отданных Власкиным в счет уплаты долга, был переписан на подругу жены Чичваркина, а наличные деньги были оприходованы через кассу компании. (Росбалт, 23 ноября 2009)

Королевская прокурорская служба Великобритании заявила, что у российского следствия есть основания обвинять Чичваркина в причастности к похищению Власкина и что дело против него не имеет политической или экономической подоплеки. (Коммерсант, 30 ноября 2009)

1 декабря 2009 Вестминстерский магистратский суд перенес слушания по делу Чичваркина на 2 августа 2010 года. Таким образом было удовлетворено ходатайство защиты, потребовавшей дополнительного времени для перевода с русского на английский большого количества документов по делу, а также подготовки списка свидетелей, которых адвокаты были намерены вызвать в суд. (Коммерсант, 2 декабря 2009)

В конце января 2010 Чичваркин представил на суд партии ПД детальный документ, касающийся экономики, политики и развития гражданского общества. По его мнению, партии было необходимо высказываться по острым темам: “История с майором Дымовским, сносом “Речника”, уничтожением товаров с Черкизовского рынка, принятие закона “О торговле”… У партии нет будущего, если она не высказывается ярко и сильно по этим вопросам”. Также Чичваркин считал, что лидер у ПД должен был быть один – “кто пользуется всеобщим уважением и любовью, и чтобы он был идейным”. (Коммерсант, 28 января 2010)

В начале марта 2010 в своем блоге Чичваркин сообщил о выходе из ПД в связи с тем, что он “находится далеко от центра принятия решений”. В партии этот демарш объяснили обидой на сопредседателя ПД Леонида Гозмана, который ранее раскритиковал тезисы Чичваркина для партийной программы, заявив, что заявления от имени политической партии должны быть более сбалансированными: “Мы не должны делать заведомо нереалистичных предложений”. (Коммерсант, 3 марта 2010)

3 апреля 2010 в Москве в собственной квартире была найдена мертвой 60-летняя Людмила Чичваркина, мать Евгения. Правоохранительные органы считали, что произошел несчастный случай: женщина упала, ударилась виском о край стола и скончалась от полученной травмы и кровопотери. Чичваркин же заявил, что не верит “в версию о ненасильственной смерти мамы”. Также сказал: “Поехать в Россию и проститься с мамой по известным причинам я не могу”. (Коммерсант, 3 апреля 2010)

11 мая 2010 Чичваркин разместил в интернете видеообращение к Дмитрию Медведеву, в котором заявил, что его уголовное преследование организовано сотрудниками управления “К” МВД РФ (и перечислил их пофамильно) в рамках операции по захвату его бизнеса, и попросил президента спасти находящегося в СИЗО по тому же делу вице-президента “Евросети” Бориса Левина, больного гепатитом и рядом других заболеваний. (Власть, 17 мая 2010)

21 июня 2010 руководитель следственного управления Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ по Москве Анатолий Багмет заявил, что следственные органы решили не возбуждать уголовное дело по факту смерти Людмилы Чичваркиной по статье “Убийство”, но считают, что ей за несколько часов до смерти были нанесены побои. (Коммерсант, 22 июня 2010)  

17 ноября 2010 присяжные Мосгорсуда единогласно признали невиновными всех фигурантов дела “Евросети” во всех инкриминируемых им преступлениях.

Чичваркин заявил, что никак не ожидал оправдательного приговора и что готов вернуться в Россию в том случае, если будут уволены с занимаемых постов и арестованы генералы МВД Константин Мачабели и Борис Мирошников. Впрочем, вердикт присяжных не освобождал Чичваркина от уголовного преследования, так как его дело было выделено в отдельное производство. (Лента.ру, 17 ноября 2010)

20 января 2011 Судебная коллегия Верховного суда РФ оставила без удовлетворения представление прокуратуры, оспаривавшей оправдательный приговор фигурантам дела о похищении Власкина.

24 января 2011 Следственный комитет России (СКР) прекратил уголовное преследование Чичваркина. Однако он сказал, что возвращаться в Москву пока не намерен, опасаясь, что в отношении него “могут возбудить новое уголовное дело или пришить к уже существующим”: “Даже внутри закрытого дела, как известно мне и адвокатам, есть несколько закладок, которые позволяют при желании начать новые расследования, – это же обычная практика… До тех пор, пока главари и участники милицейской бандгруппы, которая ограбила нас, не предстанут перед судом, маловероятно, что я вернусь”. (Коммерсант, 25 января 2011

28 января 2011 президент Медведев отправил Мирошникова в отставку. В МВД сказали ” в связи с выходом на пенсию”. 

17 февраля 2011 британский суд закрыл дело об экстрадиции Чичваркина. (Коммерсант, 15 марта 2011)

В декабре 2011 подтвердил нежелание возвращаться: “При этой власти – не хочу. Она мне не нравится. И есть чего опасаться. Вдруг заведут дело об изнасиловании несовершеннолетней гражданки Украины?” (Власть, 19 декабря 2011)

В марте 2012 года вместе с Тимуром Артемьевым открыл в Лондоне винную компанию Hedonism Drinks Ltd (торговля элитным вином). Выступил основным инвестором бизнеса.
В ноябре 2012 г. открыл в Лондоне магазин элитных вин Hedonism Wines.

26 июля 2012 принял участие в телемосте с участниками летнего лагеря “Селигер-2012”. Сказал: “Я вернусь, когда в России пройдет гей-парад, настоящий большой гей-парад. Это будет означать, что общество готово, что будет подтекст другой, потому что та нетерпимость, которая сейчас разжигается, она доведет до гражданской войны. Я не хочу жизнь в стране, даже в моей родной и любимой стране, где будет гражданская война”. (Коммерсант, 26 июля 2012)

9 июля 2015 украинские СМИ сообщили, что Чичваркин является одним из кандидатов на пост председателя правления нефтегазодобывающей компании ПАО “Укрнафта”.


10 июля 2015 Чичваркин подтвердил эту информацию. В эфире “Русской службы новостей” он сказал, что предложение перекехать на Украину поступило ему несколько месяцев назад. “Если потребуется, я поменяю вероисповедование, пол, гражданство, цвет волос и все что угодно. Убеждения и стремление к свободе – нет, это бесценно, – сказал Чичваркин. – Чтобы прилететь в Киев, нужно часа три. Киев – мать городов русских, я там чувствую себя как дома. Я Родине не нужен, Родине нужны скрепы и партиархи”. (Русская служба новостей, 10 июля 2015)


В тот же вечер главой “Укрнафты” был избран британец Марк Роллинз. По словам министра экономического развития и торговли Украины Айвариса Абромавичуса, “Чичваркин не участвовал в официальной процедуре и не был одним из 68 кандидатов”.

В декабре 2015 в интервью изданю “Гордон” заявил, что у президента Порошенко “есть 5-10 месяцев, народ пока дает ему шанс”: “Последний раз я был в Украине в конце сентября. Вернулся спустя 10 недель, в начале декабря, и ощутил, как кардинально сменилась риторика в отношении Порошенко. Скоро она еще больше ужесточится. Политики в Украине так и не поняли, что народ всегда готов выйти на улицу и добиться своего. Страна нуждается в переменах. В советских ботинках невозможно быстро двигаться вперед, эта тесная, деревянная, неудобная обувь натирает ноги. Украинское общество готово двигаться дальше, Украина готова расти и процветать. Осталось лишь снять советские ботинки и навсегда оставить их на исторической помойке”. (Гордон, 12 декабря 2015)

24 декабря 2015 в качестве гостя присутствовал на Антикоррупционном форуме Михаила Саакашвили в Киеве.

18 января 2016 также в качестве гостя пристутствал на Антикоррупционном форуме Саакашвили в Харькове. “Перспективы “Движения за очищение” [создано Саакашвили] великолепные. У меня нет особых сомнений, что рано или поздно команда Саакашвили будет менять украинские законы, поэтому я и предложил свое участие… А сил уже достаточно, бездействие властей льет воду на эту мельницу. Я надеюсь, что украинское общество увидит новые законы и налоги, вернее, отсутствие старых законов и налогов и совершенно новую систему взаимоотношений между государством с одной стороны и обществом и частными компаниями с другой, – заявил Чичваркин. – Главное, чтобы законы и налоги были выполнимы. Тогда во власти не будет людей, которые пришли туда как в бизнес-проект, набить карманы. Чтобы появились и заработали нужные законы, надо вот эту команду – Михаила Саакашвили, Сергея Лещенко, Мустафу Найема, Светлану Залищук, – допустить до регуляторных механизмов. В итоге люди их все равно приведут, хочет этого нынешнее руководство страны или нет”. (Гордон, 18 января 2016)


15 октября 2020 Алексей Навальный сообщил, что самолёт в Германию (€79 тыс.), на котором его в состоянии комы после, вероятно, отравления доставили в Германию, оплатил предприниматель Борис Зимин, а счет клиники на €49,9 тыс. – “предприниматель Евгений Чичваркин, экономист Сергей Алексашенко и айтишник Роман Иванов”. (Ведомости, 14 октября 2020)


27 февраля 2022, через три дня после начала спецоперации РФ на Украине, российские политэмигранты, в том числе Ходорковский, Борис Зимин, Евгений Чичваркин, Сергей Гуриев, Гарри Каспаров, Владимир Кара-Мурза-младший, Дмитрий Гудков, Виктор Шендерович (внесен в реестр СМИ-иноагентов) создали антивоенный комитет. Они предложили консолидироваться, «несмотря на идеологические расхождения, политические разногласия, личные симпатии и антипатии». 



 
Жена Антонина. Сын Ярослав и дочь Марта.