ЧЕРНОЙ Лев Семенович
Управляющий Trans-CIS Commodities Ltd. (Монте-Карло),
акционер TWG
Лев Черной родился в 1954 году в Ташкенте. Мать, Фаина Марковна, работала бухгалтером. Отец, Семен Наумович, – участник войны, работал главным энергетиком на трикотажном объединении.
Образование незаконченное высшее. Учился в Ташкентском политехническом институте.
Работал заведующим лабораторией технических средств обучения Ташкентского политехнического института.
Был заместитель начальника ОТК Ташкентского экскаваторного завода.
С 1985 года занимается частным предпринимательством, владел кооперативом, малым предприятием.
Начинал вместе с братом Михаилом, организовав кооператив по пошиву рукавиц и тапочек. (Стрингер, июнь 2002)
До 1992 жил в Ташкенте.
С 1992 по февраль 1994 года проживал в Москве, с 1994 года – в Израиле. Затем вернулся в Россию
Владеет 20% акций TWG.
Участвовал в создании кампании Trans-CIS Commodities Ltd. (фирма зарегистрирована в Монте-Карло, в России себя не легализировала). Фирма создана для экспорта черных металлов. Сотрудничал с фирмой Trans Commodities Inc. (TC), возглавляемой эмигрантом из СССР Сэмом Кислингом. По данным Генпрокуратуры, схема деятельности Trans-Commodities была одобрена Олегом Сосковцом (первый вице-премьер в правительстве Черномырдина).
Начиная с 1992 года похищенные в разное время и в разных местах деньги (за счет подделки банковских документов, чеков “Россия”, безвозвратных кредитов фиктивным фирмам) через третьи фирмы перегонялись на сибирские алюминиевые заводы как оплата по контрактам, заключенным Trans-CIS Commodities Ltd., которая действовала в России по поручению Trans-WORLD Metals Ltd.
27 апреля 1992 в Москве была зарегистрировано АО “Мирабель” (с уставным капиталом 10 тысяч рублей). В июне-сентябре 1992 года от имени АО контракты подписывал Л.Черный, а вице-президентом АО был В.Яфясов, вице-президент банка “Югорский” (убит 10 апреля 1995). Через АО началась отработка схемы толлинга. У фирмы возникли долги перед казахстанскими и российскими металлургами. 11 марта 1993 на счет Новокузнецкого алюминиевого завода в Кузбасспромбанке по ложному авизо, поступившему якобы от АМП “Альфа” (РКЦ ГУ ЦБ РФ по Дагестану) зачисляется 900,12 млн. рублей в счет погашения задолженности АО “Мирабель”.
Через неделю на счет фиктивной фирмы в “Уникомбанке” по подложному авизо было перечислено 901 млн. рублей, которые далее через две фирмы были переведены в Сибирь для оплаты контрактов Trans-CIS Commodities Ltd. В те же дни на счет фиктивного ТОО в Кредитпромбанке по фальшивому авизо поступило 992 млрд. рублей, из которых через “Гранд” по письму Л.Черного от Trans-Commodities Ltd. 320 млн. рублей были переведены в Сибирь для оплаты контрактов Trans-CIS Commodities Ltd.
С 2 по 14 октября 1992 было похищено 2,7 млрд. рублей. 24 августа на счет Ачинского глиноземного завода в филиале банка “Енисей” по подложному авизо, якобы поступившему из Свердловской области, было зачислено 758,3 млн. рублей в счет погашения платежа Trans-CIS Commodities Ltd.
Сами ли братья Черные подписывали документы, составленные от их имени, осталось под вопросом. Следы многих фальшивых авизо вели в Чечню, где во время военных операций бомбы в первую очередь были сброшены на офисы Нацбанка и Минфина.
В октябре 1999 года швейцарский еженедельник “Зоннтагсблик” сообщил, что в отношении Льва Черного прокуратурой Женевы было возбуждено уголовное дело по подозрению в отмывании денег.
В 1999 году стал спонсором экологического движения “Кедр”.
11 января 2000 представитель TWG Алан Бекхор заявил, что фирма “размежевывается” со Львом Черным. Компания TWG распространила заявление, в котором говорилось, что по итогам работы в течение последних двух лет TWG решила впредь вести дела в СНГ самостоятельно, без участия предпринимателя Льва Черного. В заявлении также говорилось, что у TWG и Льва Черного “сохраняются общие интересы, и они будут продолжать действовать вместе как ответственные партнеры”.
20 января 2000 года Лев Черной заявил в интервью телеканалу ТВ-6, что остался в прежней должности – генерального координатора экономических и производственных программ в странах СНГ и Восточной Европы в британской компании TWG.
В 2000 году стал председателем оргкомитета Региональной общественной организации содействия демократическим реформам “Мобилизация и развитие” (“МиР”), а затем возглавил организацию.
В конце июня 2005 года Олег Дерипаска, братья Рубен, Лев Черной и ряд принадлежавших им компаний подписали соглашение об урегулировании спора и направили в Верховный суд Британских Виргинских островов совместное обращение о прекращении разбирательства.
В этом суде с конца 2004 года лежал иск, в котором Рубены и Черной требовали компенсацию в $300 млн за незаконное, по их мнению, прекращение отгрузки металла с Саянского алюминиевого завода в адрес СП Tradalco, соучредителями которого был Дерипаска.
С 1995 г. трейдером СаАЗа было зарегистрированное в Ирландии СП Tradalco, которое контролировалось Дерипаской и Рубенами – Черным. В 1997 г. СаАЗ расторг контракты с Tradalco. Обиженные партнеры в международных судах требовали сначала $150 млн, а потом $300 млн.
Представитель “Базэла” не раскрыл сумму, которую получили истцы, но сказал, что она включила в себя плату за акции компаний, входивших в “Русал”, которые оставались у Рубенов и Черного. По данным газеты “Ведомости”, у них, в частности, был миноритарный пакет в Сибирской инвестиционной компании (бывший СаАЗ). (Ведомости, 30 июня 2005)
Автор книги “Экономика. Рынок. Государство” (2001).
Третий брат, Давид Черный, 1958 г.р., с июля 1991 года проживает в США.
Инвалид I группы (ампутирована нога).
Черной и его жена Людмила развелись в ноябре 1999 года. В качестве отступных она потребовала 150 млн. долларов, однако суд обязал Черного выплачивать бывшей жене ежемесячно четверть своего совокупного дохода. (Деньги, 13-19 октября 2003) По другим данным, она добилась равного раздела имущества, получив около $150 млн. (Ъ, 16 ноября 2007)
Черной считает, что в результате “бегства государства” из экономики произошла “перелиберализованность” финансово-хозяйственного механизма, утрата контроля со стороны государства за развитием экономической ситуации. В итоге возник экономический коллапс и финансовый кризис 1998 г. (из книги “Экономика. Рынок. Государство.”)
“Лев [Черной] поссорился с братом, потому что была ситуация, когда Лев обвинил Махмудова в том, что он крадет деньги из общего бизнеса, и тогда Миша Черной встал на сторону Искандера. Вообще, без решения Михаила Черного ни один вагон не сдвинется в России, все происходит только по указанию Черного”. Из интервью Джалола Хайдарова (Ведомости 13.08.2001)
По утверждениям прессы, Лев Черной предоставил Б.Березовскому средства на покупку ИД “Коммерсантъ” и ТВ-6.
Интервью:
1. Комсомольская правда N237, 26.12.1995
2. Независимая газета, 20 января 2001, С.3.
Публикации:
1. НГ, 25 февраля 2000, С.8.
2. Известия, 10 октября 2000, С.10,11.
3. Олигархи, президент и общество. Независимая газета, 26 апреля 2001. С.8.
См. также в интернете:
http://www.compromat.ru/main/chernoy/a.htm