ЧАЛЫЙ Александр Александрович

ЧАЛЫЙ Александр Александрович
Бывший заместитель главы Секретариата Президента Украины (2006-2008),
бывший вице-президент “Индустриальной Группы Донбасса”,
бывший первый заместитель министра иностранных дел Украины (2003-2004)


Александр Чалый родился 3 апреля 1954 года в г. Виннице.
В 1977 году окончил факультет международных отношений и международного права Киевского государственного университета им. Т.Г. Шевченко; кандидат юридических наук (1981).
В 1977-1984 гг. – ассистент, старший преподаватель юридического факультета КГУ.
В 1984-1987 гг. – профессор в Школе права в Республике Гвинея-Бисау.
В 1987-1989 гг. – старший преподаватель, доцент юридического факультета КГУ.
С 1989 по 1992 год был доцентом, заместителем декана по научной работе юридического факультета КГУ. В это же время был также докторантом Института государства и права АН СССР.
С 1992 по 1993 год работал доцентом юридического факультета КГУ.
В феврале-марте 1993 года – первый заместитель начальника Договорно-правового управления МИД Украины, с марта 1993 по май 1995 года – начальник этого управления.
В 1993-1995 гг. был членом Коллегии МИД Украины.
С 12 мая 1995 по 2 июля 1998 года занимал пост Чрезвычайного и Полномочного Посла Украины в Румынии. 
Со 2 июля 1998 по 8 января 2001 года занимал должность первого заместителя министра иностранных дел Украины.
С 8 января по 21 августа 2001 года – Постоянный Представитель Украины при Совете Европы в ранге первого заместителя министра иностранных дел Украины.
С 21 августа 2001 по 15 июля 2003 года – государственный секретарь МИД Украины по вопросам европейской интеграции. Также, с 21 августа по 7 декабря 2001 года параллельно занимал должность постоянного представителя Украины при Совете Европы.
С июля 2003 по май 2004 года – первый заместитель министра иностранных дел Украины по вопросам европейской интеграции.
С сентября 2003 года был членом Наблюдательного совета НАК «Нафтогаз Украины».
С 2004 года занимал должность вице-президента консорциума “Индустриальная Группа Донбасса” (руководители – Сергей Тарута и Виктор Гайдук).  
          Член Комитета содействия украинскому бизнесу в ЕС.
В 2005 году вместе с Инной Богословской, Игорем Дидковским и др. принимал участие в создании и деятельности общественно-политического движения «Вече Украины». Один из основателей фонда “Вече Украины”.
Сторонник внеблоковой политики Украины, противник вхождения Украины в НАТО. «Украине давно пора занять не проевропейскую или пророссийскую, а проукраинскую позицию. Во-первых, это вызовет уважение внутри страны и в международном сообществе. Во-вторых – у нас исчезнет необходимость выбирать между ЕС, США и Россией, а значит – мы ни с кем не поссоримся и перестанем, наконец, врать всем подряд. Вече предлагает украинскому правительству занять внеблоковую позицию активного нейтралитета – по примеру Швейцарии, которая благодаря своему нейтральному статусу смогла избежать участия во Второй мировой войне»,- заявил он в июне 2005 года на митинге в киевском Дворце спорта.
     В июне 2006 года вошел в состав общественного совета движения “За внеблоковую, нейтральную Украину “, куда вошли представителя 22 партий и общественных движений (также в состав совета вошли Леонид Кучма, Инна Богословская, Анатолий Толстоухов, Виктор Мусияка, Георгий Крючков и др.).

21 сентября 2006 года Указом Президента Украины №776/2006 был назначен заместителем главы Секретариата Президента Украины (глава секретариата – Виктор Балога). Отвечал за международные вопросы.

После отставки Бориса Тарасюка назывался одним из самых вероятных кандидатов на пост главы МИД Украины. 17 февраля 2007 году в интервью украинскому “5 каналу” заявил, готов выполнить волю Виктора Ющенко в случае, если он внесет его кандидатуру на должность министра иностранных дел. «У меня нет никаких претензий на то, чтобы быть министром иностранных дел. Если президент решит, что ему нужен министр иностранных дел Чалый и внесет мою кандидатуру, я пойду в парламент и буду убеждать, что я могу быть той фигурой, которая создаст положительное сотрудничество по линии парламент, МИД, премьер-министр. Если президент примет другую позицию, я буду поддерживать позицию президента. Если я буду считать, что что-то происходит не так, я просто напишу заявление и просто, без любых деклараций уйду, так как мне есть, где работать», сказал он.
Кроме того, он отметил, что у него сложились «нормальные, профессиональные отношения с премьером Виктором Януковичем».
11 марта 2007 года в эфире “5 канала” заявил, что членство Украины в Европейском Союзе возможно и без вступления в блок НАТО. Он подчеркнул, что суть интеграции «во первых, в трансформации общества на европейских стандартах и реальная интеграция в Европейский союз, перва наперво в економическом блоке».
Он также заметил, что и Виктор Ющенко, и Виктор Янукович имеет одинаковые взгляды на евроинтеграцию, т.е. «она должна быть не на бумаге, а по сути» (УНИАН, 12 марта 2007).
После президентского указа о роспуске Верховной Рады Украины, в апреле 2007 года принимал участие в переговорах между Виктором Ющенко и Виктором Януковичем о разрешении кризиса.
18 августа 2008 года пресс-служба Президента Украины подтвердила, что Чалый намерен уйти в отставку. “Вопрос отставки Александра Чалого с должности заместителя главы президентского секретариата предварительно обсуждался Александром Чалым с главой секретариата президента Виктором Балогой и был принят к сведению”, – говорилось в тексте сообщения.
3 сентября 2008 года был освобожден с занимаемой должности.

C 2009 года – партнер и президент компании ООО “Грант Торнтон” (Grant Thornton Ukraine, аудиторские и консалтинговые услуги).

С ноября 2009 года – член Стратегического совета развития Винницкой области.

5 декабря 2016 г., выступая на круглом столе в Киеве, заявил, что Украина нарушила Будапештский меморандум, объявив о курсе в НАТО. “Все почему-то забывают, что в Будапештском меморандуме есть еще одна сторона – Украина. И никто не ставит вопрос – а выполняет ли Украина свои обязательства по Будапештскому меморандуму? И это – ключевой вопрос, потому что, если мы не выполняем или не собираемся выполнять их, то было бы несправедливо требовать выполнения от других гарантов.
Когда мы подписывали Будапештский меморандум, мы абсолютно четко руководствовались пунктом 2 нашей Декларации о государственном суверенитете, где было провозглашено намерение Украины руководствоваться в своей политике двумя принципами: принципом отказа от ядерного оружия и принципом принятия статуса постоянного нейтралитета. Именно в этом контексте и шло подписание Будапештского меморандума.
Он был связан, с одной стороны, с присоединением Украины к договору о нераспространении в качестве ядерной державы. Если посмотреть на суть Будапештского меморандума, то стратегические государства, которые несут ответственность за безопасность в мире, а именно, все члены Совбеза ООН, дали Украине согарантии.
Мы в дальнейшем могли всю внешнюю политику и политику безопасности базировать на Будапештском меморандуме. Но вы знаете, что в 1995-1996 гг. у нас получилось такое понимание, что именно членство в НАТО будет самой лучшей формулой нашей безопасности. И всем, особенно тем, кто работал в МИДе, было понятно, что одномоментно вступать в НАТО и выполнять Будапештский меморандум невозможно – если вы вступаете в договор безопасности, который другой гарант воспринимает как угрозу своей безопасности, то каким образом он дальше может гарантировать вам безопасность? И это – ключевой вопрос.
Несколько раз мы использовали Будапештский меморандум. И, когда мы его правильно толковали, мы находили понимание – как со стороны США, так и со стороны РФ. В 2000 году США решили выйти из ПРО. Они обратились к нам как к одному из участников ПРО, чтобы мы поддержали их позицию. Россия обратились к нам, чтобы мы поддержали ее позицию. Мы были перед выбором или-или. Мы отработали и представили президенту Кучме документ, в котором была позиция – в вопросах стратегической безопасности Украина не может занимать сторону одного из гарантов, потому что в этом случае она утратит гарантии другой стороны в рамках этого вопроса. Мы эту позицию довели нотой до США и РФ и призвали их искать между собой компромисс. Все были удовлетворены, мы воспользовались положениями Будапешта.
В следующий раз мы его успешно использовали во время кризиса в Тузле. Были срочные консультации с нашими гарантами, и вопрос Тузлы был снят”, сказал Чалый (см. http://www.politnavigator.net/ukraina-pervojj-narushila-budapeshtskijj-memorandum-priznali-v-kieve.html ).

16 сентября 2021 года Распоряжением Президента Украины “О рабочей группе по наработке предложений относительно отдельных угроз в сфере безопасности и энергетической сферах Украины” утвержден в составе группы (по согласию). Она занимается наработкой предложений по нейтрализации рисков, связанных с угрозами от строительства газопроводов в обход Украины, в частности с реализацией проекта “Северный поток – 2” (см. https://www.president.gov.ua/news/prezident-utvoriv-robochu-grupu-z-napracyuvannya-propozicij-70689 ).


Свободно владеет английским и португальским языками.
Жена, Инна Новак, директор Международного центра протокола и этикета, одна из учредителей партии “Вече Украины”, баллотировалась в мае 2008 года в Киевский городской совет по списку “Блока Юлии Тимошенко”.
Две дочери.