ХОЛОДНИЦКИЙ Назар Иванович

ХОЛОДНИЦКИЙ Назар Иванович
бывший заместитель генерального прокурора Украины – руководитель Специализированной антикоррупционной прокуратуры Генеральной прокуратуры Украины (2015-2020)


Родился 31 января 1985 года во Львове.
В 2001 году окончил Львовскую среднюю школу №4 с углубленным изучением английского языка. В 2006 году с отличием окончил юридический факультет Львовского национального университета им. Ивана Франко; кандидат юридических наук (2015).
C 2006 года работал помощником, старшим помощником прокурора, старшим прокурором прокуратуры Киево-Святошинского района Киева.
В марте-декабре 2014 года занимал должность помощника первого заместителя генерального прокурора Украины.

22 декабря 2014 года был назначен первым заместителем прокурора Автономной Республики Крым с офисом в Киеве.

27 ноября 2015 года получил 7 голосов членов конкурсной комиссии по избранию антикоррупционного прокурора. После этого кандидатуры Холодницкого и Максима Грищука были поданы на рассмотрение генеральному прокурору Украины Виктору Шокину.
30 ноября 2015 года приказом генерального прокурора Украины В. Шокина был назначен на новосозданную должность заместителя генерального прокурора Украины – руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) Генеральной прокуратуры Украины.

14 декабря 2015 г. в эфире программы “Подробности” (ТК “Интер”) заявил, что в среднем рядовые прокуроры антикоррупционной прокуратуры должны получать в среднем не менее 50 тыс. гривен в месяц. “Эта сумма является достаточной, чтобы показать реальные результаты борьбы с коррупцией, чтобы прокуроры были достаточно независимы в своих уголовных процессах. Эта сумма также позволит не киевлянам снять квартиру, привезти семью, запезпечиты условия, чтобы работник мог показать реальные результаты работы”, добавил он.

10 июня 2016 г. написал у себя в Facebook: “В последнее время я вижу два угрожающих тренда. Первый – когда другие органы прокуратуры пытаются передать Специализированной антикоррупционной прокуратуре и Национальному антикоррупционному бюро производства, которые не являются в нашей подследственности, и второй, еще более угрожающий, когда другие органы начинают расследовать производства, которые по закону находятся в подследственности НАБ Украины. Громко рапортуют о задержании, делают «большую PR картинку», объявляют подозрения, а потом внезапно “вспоминают”, что это не их подследственность и пытаются передать эти дела НАБ.
Зачем это делается?
Считаю, что точно не с целью наказать виновных и не на пользу нашему государству.
По первому тренду. Так, на днях в СМИ появилось сообщение, что 31 мая Генеральная прокуратура Украины передала в НАБ Украины уголовные производства по делам экс-первого заместителя Генпрокурора Рената Кузьмина и бывшего следователя Сергея Войченко.
2 июня это производство поступило к Специализированной антикоррупционной прокуратуре. Однако, изучив эти материалы, установлено, что тех преступлений, которые могут подпадать к подследственности НАБ Украины в этих материалах нет – это совершенно четко предусмотрено статьей 216 УПК Украины. В настоящее время, в силу переходных положений УПК Украины, расследование данных преступлений підслідне органам прокуратуры до ноября 2017 года, поэтому моим постановлением от 02.06.2016 два указанных уголовных производства были возвращены в главное следственное управление ГПУ для продолжения досудебного расследования, то есть того органа, который проводил следствие все это время.
По второму тренду. Вчера мы узнали, что Апелляционный суд города Киева отменил арест и залог для «знаменитого» городского головы Вышгорода Алексея Момота, которого подозревают в получении взятки в особо крупном размере.
Изучив материалы указанного уголовного производства, я определил его подследственность за прокуратурой Киевской области, поскольку есть обоснованные основания полагать, что подозрение и досудебное расследование было проведено ими как неуполномоченным органом.
Почему так?
Потому, что еще во время подачи заявления и проведения первоочередных следственных действий, задолго до задержания Момота и объявления ему подозрения, следователям и прокурорам прокуратуры Киевской области было достоверно известно, что сумма взятки, который предлагался Момоту (превышает 750 тыс. грн.), что согласно УПК является преступлением, подследственным детективам НАБ Украины.
Поэтому фактически все собранные доказательства являются недопустимыми в силу ч. 3 ст. 87 УПК Украины, поскольку собранные неуполномоченным органом!
Дело Момота – это не единственный случай, когда другие правоохранительные органы начинают и расследуют непоследственные им производства. Но в результате это может привести к тому, когда виновные лица, которые действительно совершили преступление при наличии материальных доказательств, могут избежать ответственности за нарушение следствием процессуальных положений кодекса.
И оправдательный приговор суда в итоге, будет полностью соответствовать требованиям Закона. Этого допускать нельзя ни при каких обстоятельствах!!!
На Украине каждый должен делать свою работу.
Кражи, ограбления должна расследовать полиция. Служба безопасности Украины успешно занимается вопросами государственной безопасности. Преступлениями в Вооруженных Силах и других военных формированиях – военная прокуратура. А НАБ Украины ответственное за топ-коррупционеров, для чего его и создавали. Мы будем бороться… (см. https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1196040333754023&id=100000442048196&__mref=message_bubbl ).
Позже в эфире “5 канала” 6 июля Холодницкий вновь выразил непонимание по поводу расследования ряда дел не уполномоченными на это органами, в первую очередь военной прокуратурой. “Я такие дела принимать не буду, и НАБУ такие дела завершать не будет. Мы не созданы для того, чтобы “подметать” за другими органами”, сказал Холодницкий.
В ответ главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос в эфире “5 канала” 7 июля ответил: “Мы делаем все, чтобы помочь нашим молодым коллегам, которые еще только в теории узнают те или иные азы розыскной и следственной работы. Мы это делаем на практике и нам не стыдно зайти в полесское село и стоять напротив 300 человек, для этого нам не нужны ни белые перчатки, ни отдельно взятые носки. А антикоррупционные монополисты, хотите или нет, но они – ассенизаторы. Они должны каждый день без перчаток заходить и выгребать гной из трупов коррупции на всей территории государства, а не только элитной”.

5 августа 2016 г. у себя на Facebook обвинил генерального прокурора Украины Юрия Луценко в саботаже процесса привлечения к уголовной ответственности судьи, известного в Харькове как “Сережа-четвертак”.
По словам Холодницкого, “вместо того, чтобы разоблачить судью взяточника и привлечь к ответственности следователей и прокуроров, которые незаконно закрыли уголовное производство, Генеральный прокурор фактически стал на защиту пшонковских методов расследования, в которой царит кумовство и внепроцессуального порядок принятия решений в уголовном производстве”.
“Приступая к исполнению обязанностей заместителя Генерального прокурора Украины – руководителя САП я понимал, что у меня теперь нет друзей, но ожидать удара в спину от Генерального прокурора Украины, который должен быть образцом в борьбе с коррупционной гидрой я категорически не мог. Очень обидно и жалко…, но самое главное я понимаю, что за мной Закон и народ Украины, который хочет перемен!!!”, заключил он.

22 апреля 2017 г., выступая возле Соломенского райсуда Киева, где избирали меру пресечения бывшему депутату Верховной Рады Украины Николаю Мартыненко, заявил, что не собирается заниматься политикой. “Вы меня точно не увидите на любых последующих выборах в списках партий. И никаких политических амбиций я точно не имею, о политических амбициях директора НАБУ надо спросить у него, но я не их не вижу. Никакой политики, просто право и борьба с коррупцией. Это то, для чего мы созданы”, – сказал он.
Холодницкий также отметил, что не видит политических амбиций и у главы НАБУ Артема Сытника (“112 Украина”, 22 апреля 2017; см. https://112.ua/politika/holodnickiy-zayavil-chto-u-nego-net-politicheskih-ambiciy-385818.html). 

27 июня 2017 г. эфире телеканала ZIK заявил, что САП не нашла подписи политтехнолога, бывшего советника Президента Януковича Пола Манафорта ни на одной из страниц т.н. “амбарной книги” Партии регионов, а информация о его вине – это пиар-технология.

16 июня 2017 г. на XX конгрессе Федерации футбола Украины (ФФУ) был избран одним из трех первых вице-президентов федерации.

В комментарии LB.ua в июне 2017 г. заявил, что получение американским политтехнологом Полом Манафортом $17 млн от Партии регионов за PR-услуги не доказывает коррупцию. “Вы уверены, что он эти деньги получал из черной бухгалтерии? Бухгалтерия закончилась в 2012 году, а он эти деньги получал в 2012-2013 гг. За год мы не нашли никакой информации, которая бы подтверждала, что он действительно получал средства именно из черной бухгалтерии. Человек занимался бизнесом, его профессия – политтехнолог. Мы будем его винить за то, что он делал свою работу?”, сказал Холодницкий.
По его словам, раньше никаких упоминаний об этих $17 млн, а в “черной бухгалтерии” Партии регионов нет никакой подписи Манафорта, так же как и любых других доказательств о его причастности. “Какой черный нал? Указано, что эти деньги были выплачены на основании договоров между Партией регионов и его фирмой. Вы, как устраиваетесь на работу, проверяете, откуда ваш работодатель взял эти деньги? Вы уверены, что этих денег не может быть у ПР? Я не могу оперировать только данными из публикаций. Коррупция – это злоупотребление властью. Здесь больше вопрос, заплатил он налоги с тех денег, но это не коррупция – это, скорее, возможное уклонение от уплаты налогов или иное, но не коррупционное преступление, которо тоже нужно доказывать”, заявил Холодницкий.
“Мы должны делать только ту работу, которую нам позволяет закон. Манафорт не депутат, не министр, не любой чиновникУкраины, он не субъект, подследственный НАБУ… Мы исследовали в комплексе черную бухгалтерию, в том числе и возможное получение денег Манафортом, но его подписей там не было на одном листе”, также заявил Холодницкий (LB.ua, 28 июня 2017; см. https://lb.ua/news/2017/06/28/370255_holodnitskiy_poluchenie_17_mln_pr.html).

3 июля 2017 г. в эфире телеканала “112 Украина” заявил, что на Украине создается механизм, по которому каждый может легализовать незаконно заработанные денежные средства. “Сейчас фактически создается очень опасный механизм, когда любой, кто хочет легализовать свои незаконно заработанные средства, найдет себе миллионера, который имеет такие средства, и они заключат фактический договор, что тот якобы ему дает долг, а тот якобы получает 5, 7, 10 млн.”, сказал он.

6 декабря 2017 г. Холодницкий и директор НАБУ Артем Сытник, находясь в Вашингтоне по приглашению организаторов Глобального форума по возврату активов, отказались приехать в Киев по просьбе генпрокурора Украины Юрия Луценко. “Командировка запланировано до 12 декабря, так как на эти даты организован ряд встреч. Я не могу просто взять и сообщить коллегам из ФБР, Государственного департамента, сенаторам и конгрессменам, что встречи переносятся или отменяются, поскольку у них также есть график. Эти встречи готовились месяцами , их отмена была бы вредным для коррупционных органов Украины и государства в целом” , сказал Холодницкий, также сообщив, что будет находится в США до 12 декабря (“Радио Свобода”, 6 декабря 2017).



20 марта 2018 г. ряд СМИ сообщили о возможной отставке Холодницкого из-за проблем со здоровьем и “слишком нервной работы”.
21 марта 2018 г. “Украинская правда” с ссылкой на свои источники сообщила, что Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) в течении нескольких недель прослушивало кабинет Холодницкого. По информации издания, оборудование для прослушивания было установлено в аквариум в кабинете Холодницкого сотрудниками НАБУ под процессуальным руководством Департамента расследований в сфере госслужбы и госсобственности Генеральной прокуратуры Украины и по санкции суда.
По информации источников “УП”, зафиксировать криминал в отношении Холодницкого не удалось, но есть “очень неприятные антисемитские высказывания” (“УП”, 21 марта 2018; см. https://www.pravda.com.ua/articles/2018/03/21/7175296/).
22 марта  2018 г. сам Холодницкий находясь в Брюсселе заявил, что в его кабинете найден предмет, похожий на прослушивающее устройство, и что он не знает, кому он принадлежит. По его словам, он нашел прибор 6 марта, и сейчас он приобщен к материалам уголовного производства.

Комментируя агентству УНИАН информацию о том, что якобы этот прибор принадлежит НАБУ,заявил: “Не готов сказать. НАБУ и САП должны работать вместе. Я думаю, что это какая-то провокация” (УНИАН, 22 марта 2018; см. https://www.unian.net/politics/10052237-holodnickiy-podtverdil-chto-nashel-zhuchok-v-svoem-ofise.html). 
“Записи я еще не слышал, но если это мой кабинет, я знаю, что там происходит. Однако я не исключаю, что могут быть спекуляции с теми или иными словами. Ведь надо слушать все в комплексе. А когда выдрать слово из контекста и сказать – вот! Или, учитывая, что есть много интервью, то можно многие слова дорисовать, а потом рассказывать то, чего не было”, также  заявил Холодницкий (“Укринформ”, 22 марта 2018; см. https://www.ukrinform.ru/rubric-polytics/2427013-holodnickij-ne-isklucaet-manipulacij-s-soderzaniem-prosluski.html).

26 марта 2018 г. генпрокурор Ю. Луценко в эфире ТК ICTV подтвердил следственные действия, касающиеся Холодницкого. “Действительно, в соответствии с законодательством Генеральная прокуратура Украины совместно с Национальным Антикоррупционный бюро проводила следственные действия, которые касались, в том числе и руководителя САП господина Холодницкого”, сказал Луценко.
30 марта 2018 г. Луценко у себя на Facebook заявил, что потребовал снять Холодницкого с должности заместителя генпрокурора и руководителя САП в связи с совершением Холодницким “дисциплинарных проступков”. “В рамках уголовного производства, которое расследуется совместной группой ГПУ и НАБУ за добытыми в ходе следствия фактам, которые должным образом рассекречены, к Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров (КДКП) за подписями Генерального прокурора и директора Национального антикоррупционного сегодня направлены дисциплинарные жалобы о совершении руководителем Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назаром Холодницьким дисциплинарных проступков.
В своем представлении прошу КДКП рассмотреть вопрос снятия Н. Холодницького с должности заместителя Генпрокурора – руководителя САП”, сказано в сообщении (см. https://www.facebook.com/LlutsenkoYuri/posts/907038082828701).
В тот же день о прекращении работы с САП объявил глава НАБУ “Мы для себя решили, что больше с Холодницким работать не будем. Потому что собранные доказательства профессиональных предательств – это уже не только наши наблюдения, подозрения, умозаключения. Это сухой фактаж, полученный посредством технических средств, который подтверждает то, что нам было понятно и так”, сказал Сытник (“Украинские новости”, 30 марта 2018).

26 июля 2018 г. Квалификационно-дисциплинарная комиссия прокуроров (КДКП) приняла решение привлечь Холодницкого к дисциплинарной ответственности, применив к нему дисцепленарное взыскание в виде выговора. При этом КДКП пришло к выводу, что в действиях Холодницкого были допущены грубые нарушения.

В тот же день Посольство США на Украине осудило отказ комиссии отправить Холодницкого в отставку.

5 марта 2019 г. Посол США на Украине Мари Йованович потребовала увольнения Холодницкого. “Ради целостности антикоррупционных институций должен быть заменен специальный антикоррупционный прокурор. Тому, кто был пойман при предоставлении консультаций подозреваемым, как избежать ответственности по обвинению в коррупции, нельзя доверить вести эти самые дела”, –приводит слова Йованович сайт Посольства США на Украине.


С 1 июня 2020 года – член Национального совета по вопросам антикоррупционной деятельности.


10 июня 2020 г. Офис Генерального прокурора Украины открыл дисциплинарное производство в отношении Холодницкого по жалобе руководителя Генеральной инспекции Офиса генерального прокурора Украины Сергея Лисаченко.

2 июля 2020 г. Офис генерального прокурора закрыл дисциплинарное производство, возбужденное в отношении Холодницкого. Причиной такому решению назвали отсутствие состава дисциплинарного правонарушения (“Украинские новости”, 28 июля 2020; см. https://ukranews.com/news/717084-narusheniya-v-rabote-holodnitskogo-delo-zakryli).

20 августа 2020 г. подал в отставку. Среди причин – конфликт с генпрокурором Украины Ириной Венедиктовой.
В тот же день был освобожден с занимаемой должности.