СОКОЛОВ Андрей
Активист леворадикального движения,
лидер “Террористического отдела”
Андрей Соколов родился в 1979 году.
В возрасте 8-13 лет пел в хоре мальчиков имени Свешникова, в составе хоре неоднократно ездил на гастроли в Европу.
Член сначала Российского коммунистического союза молодежи ((нового, Маляровского), потом перешел в Революционный коммунистический союз молодежи (б) (Былевского). Был членом Московского городского комитета РКСМ (б).
Летом 1997 закончил кулинарный техникум.
Работал в пекарне.
22 апреля 1997 участвовал в организованной Алексеем Цветковым акции “Гена, стань красным” – закидывание Г.Зюганова помидорами.
В ночь на 19 июля 1997 года заложил заряд и взровал мемориальную плиту Романовых на Ваганьковском кладбище (плита была установлена группой Я.Бремзиса за несколько дней до этого).
В 1997 был арестован. Против Соколова выдвигалось обвинение по статьям 205 (“терроризм”), 222 и 223 (изготовление, хранение и перевозка взрывного устройства) УК РФ.
Первоначально его дело рассматривалось вместе с делом т.н. Реввоенсовета, группой, обвиняемой еще в ряде терактов. Однако связь доказана не была и дело Соколова было выделено в отдельное производство. На суде общественным защитником Соколова был Эдуард Лимонов. Защита старалась переквалифицировать дело на более мягкую статью 214-ю УК (“вандализм”), обосновывая это тем, что действия подсудимого заведомо не могли вызвать жертв, не нанесли серьёзного материального ущерба (от плиты был отколот небольшой кусок) и т.п. Суд не счел доводы защиты убедительными.
21 января 1999 Московским городским судом Соколов был приговорен к четырем годам лишения свободы (что меньше минимального, предусмотренного ст.205 – пять лет). Однако 24 марта 1999 г. дело было пересмотрено в Верховном суде РФ. Было признано, что Мосгорсудом была “дана не совсем правильная юридическая квалификация” действий Соколова. Последние были переквалифицированы как “вандализм”, Соколов был приговорен к двум с половиной годам лишения свободы условно и вышел на свободу. Правда, теперь он обязан за собственный счет восстановить плиту.
Всего Соколов провел 20 месяцев в заключении.
После выхода на свободу был помощником депутата Государственной думы Т.Авилиани .
Уверен, что и после выхода на свободу был объектом пристального внимания со стороны ФСБ. Фотографировал на улице людей, которые, как ему казалось, за ним следят, и развешивал их фотографии на столбах и метро с подписью “Их разыскивает милиция”.
В марте 2000 был снова задержен, десять дней находился под стражей. По собственным словам, все это время его избивали. Ударился в бега.
21 июня 2000 задержан оперативниками МУРа в Орле. У Соколова был найден револьвер калибра 5,6 мм с 60 патронами. При обыске впоследствии были найдены два радиоуправляемых запала для взрывных устройств, взрывчатка (150 грамм аммонала) и брошюры по взрывному делу. Соколов утверждал, что пистолет и боеприпасы были подкинуты ему при задержании.
29 июня 2000 был назван в числе девяти лидеров некого “крупного объединения экстремистских организаций”, среди которых назывались Реввоенсовет, Российский коммунистический союз молодежи (большевиков) (РКСМ (б)), Новая революционная альтернатива (НРА), Хранители радугии “Террористический отдел“. Согласно милицейским данным, последняя организация была создана Соколовым после выхода на свободу.
27 марта 2001 в Лефортовском межмуниципальном суде началось слушание по делу Соколова. До этого слушание дважды откладывалось в связи с неявкой свидетелей. Адвокат – Дмитрий Аграновский.
2 апреля 2001 Соколов заявил, что не признает себя виновным, утверждал, что его дело сфальсифицировано правоохранительными органами, а оружие и взрывчатка – подброшены. (Известия, 3 апреля 2001). Кроме того, Соколов заявлял, что арестован был в Орловской области, а пистолет ему подкинули по дороге в Москву (Коммерсантъ, 5 апреля 2001). Патроны и аммонал в качестве вещественных доказательств на допросе представлены не были: по словам милиционеров, они были уничтожены.
4 апреля 2001 Соколов был осужден на пять с половиной лет лишения свободы (ровно столько, сколько требовал прокурор). Перед оглашением приговора заявил: “Я честный человек, я коммунист и революционер”. Суровость приговора объясняется тем, что на момент осуждения еще не истек условный срок по приговору 1999 года.
На свободу вышел, отсидев лишь половину срока – его условно-досрочно освободили в 2003 году.
В ночь на 12 мая 2007 г. на 116-м километре Новорижского шоссе автоинспекторы остановили для проверки “уазик” Соколова, двигавшийся в сторону Москвы. Внедорожник вызвал подозрения, поскольку практически полностью был покрыт толстым слоем глины. При досмотре из багажного отделения милиционеры изъяли пять пакетов с брикетами тротила общей массой 28 кг, 13 винтовок Мосина времен Великой Отечественной войны, две противотанковые мины и револьвер калибра 5,6 мм 1943 года производства с патронами. С поста ГАИ задержанного отправили в УВД Волоколамска. Оперативникам он сообщил, что весь арсенал в одиночку выкопал за две недели в Тверской области, откуда и ехал в Москву. (Ъ, 15 мая 2007)
14 мая 2007 г. в отношении Соколова возбудили уголовное дело по 222-й статье УК (хранение и транспортировка оружия и взрывчатых веществ). Следственная группа выехала в Москву, где вместе с сотрудниками ФСБ провела обыски в его квартире и гараже. В квартире ничего обнаружено не было, а вот в гараже были найдены несколько пистолетов и патроны к ним. Соколов был помещен в изолятор временного содержания. (Ъ, 15 мая 2007)
Женат с 1999 г. Жена Татьяна Соколова (Нехорошева) была арестована в марте 2000 года по обвинению в организации взрывов у здания ФСБ в Москве.
При этом Соколов считает, что женщины отвлекают от революционной борьбы.