РЫБОЛОВЛЕВ Дмитрий Евгеньевич

РЫБОЛОВЛЕВ Дмитрий Евгеньевич
    Бывший председатель совета директоров ОАО “Уралкалий”


     Дмитрий Рыболовлев родился 22 ноября 1966 г. в Перми. Родители работали в Пермском медицинском институте. 
     В 1990 году окончил Пермский медицинский институт. 
     Со второго курса института работал в кардиологической реанимации, санитаром, затем – медбратом. 
     В 1990-1991 годах работал врачом-интерном в кардиологической реанимации 2-й Городской клинической больницы. 
     “Огонек” цитировал Рыболовлева (без ссылки на источник): “Институт я окончил в 1990 году… И получилось, что зарплата у меня — 120 рублей и надбавка 10 рублей за красный диплом. А я еще на 3-м курсе женился, и к тому времени у нас уже был маленький ребенок. Поэтому не то чтобы мне очень хотелось, но скорее пришлось заняться бизнесом”. (Огонек, 20 июля 2009
     В 1991-1993 годах – директор МП “Магнетик”. Предприятие занималось применением магнитотерапии – воздействием магнитным полем на определенные точки. Метод лечения был разработан отцом Рыбловлева. 
    В 1992 году в Москве прошел обучение на курсах брокеров при Минфине. (Огонек, 20 июля 2009
     С марта по июнь 1992 года – президент АО Инвестиционо-брокерская компания “Инкомброк”.  Она предлагала предприятиям области новую для того времени и весьма востребованную услугу – ведение реестра акционеров. В стране началась приватизация, десятки тысяч рабочих становились совладельцами своих заводов. “Красные директора” и местные чиновники не знали, как организовать учет прав акционеров. (Огонек, 20 июля 2009)
     Заключил договор о сотрудничестве с областным комитетом по управлению госимуществом. Вскоре получил первый контракт на ведение реестра акционеров “Уралкалия”. В начале 1994 года взял в партнеры Владимира Шевцова. 
     Через некоторое время в руках Рыболовлева оказались базы данных едва ли не большинства акционеров области, получивших свои акции по итогам приватизации, и началась большая скупка. Схема, по которой действовал Рыболовлев, была проста: он получал от “Уралкалия” деньги за ведение реестра, на них скупал у работников акции, затем продавал пакет на рынке по более высокой цене, на вырученные деньги вновь скупал акции у рабочих и так далее. Похожим образом он действовал и на других заводах. Одновременно акции некоторых пермских предприятий пытались скупать иностранцы. Но они совершили стратегическую ошибку – предлагали за них доллары. Пермяки не знали, что это такое, и продавать акции иностранцам побаивались. Рыболовлев же поступил проще: он покупал несколько автовозов с “Жигулями”, потом подгонял их к заводской проходной и говорил рабочим: “Вот “Жигули”, а вот ваши акции, что выбираете?” Рабочие выбирали “жигули”. Некоторым начальникам цехов Рыболовлев покупал квартиры за то, что те помогали скупать акции в цехах. (Огонек, 20 июля 2009)
     С июня 1992 года по март 1994 года – президент АОЗТ Инвестиционная компания “Финансовый Дом”. 
     С марта 1994 года по март 1995 года – и.о. председателя правления АОЗТ АКБ “Кредит ФД” (г. Пермь). 
     С марта 1995 года – председатель совета ЗАО АКБ “Кредит ФД” (г. Пермь). 
     В 1995-м – начале 1996 года Рыболовлев начал выдавливать бандитов со своих предприятий. Тогда же он решил отказаться от услуг Международной калийной компании, через которую шли экспортные потоки “Уралкалия”. Обстановка вокруг Рыболовлева накалялась, и в 1995 он вывез в Швейцарию жену и дочь, приставил охрану к родителям. Получили охрану и все директора предприятий Рыболовлева. “Он сам выходил из банка только под прикрытием живого щита из охранников, – вспоминал его друг. – Одно время по городу курсировало несколько одинаковых машин Рыболовлева с идентичными номерами”.  (Огонек, 20 июля 2009)
      В 1995 году Рыболовлев потерял контроль над “Торговым домом ФД”, через который проходили финансовые потоки “Нефтехимика”. Эту фирму он якобы был вынужден уступить пермским бандитам. 
      Единственным, кто отказался от охраны, был директор предприятия “Нефтехимик” Евгений Пантелеймонов. В сентябре 1995 он был застрелен в подъезде собственного дома. Через несколько месяцев милиция задержала организатора убийства – Олега Ломакина. Он дал показания против Рыболовлева и Шевцова, в мае 1996 они были арестованы. Рыболовлев провел в пермском СИЗО 11 месяцев, Шевцов – больше года. (Огонек, 20 июля 2009)
     Как вспоминал Рыболовлев, в СИЗО его специально гоняли из камеры в камеру, пытались “сломать”. “Каждая камера – это отдельный социум, в котором необходимо быстро адаптироваться. А тут каждую неделю переводят из камеры в камеру. В одной камере – шесть человек, в другой – 60, в третьей – 20 и так далее. Меня катали месяца полтора… Сначала думаешь, что это ошибка. Пройдет день, два, три, и весь этот кошмар закончится. Недели через две я понял, что ситуация небыстрая… Это очень важный психологический аспект: когда попадаешь туда, нужно настроиться, что это твой дом и надолго. Иначе ты не сможешь там жить, не сможешь бороться – в спокойном режиме, с холодной головой”. (Огонек, 20 июля 2009)
     В январе 1998 оправдан решением суда, которое было опротестовано прокуратурой.
    “Я предпочитаю относиться к этому как к ошибке правоохранительных органов, – говорил сам Рыболовлев. – До этого случая я несколько идеалистически воспринимал окружающий мир… Иллюзий после произошедшего стало гораздо меньше… Раньше я просто занимался бизнесом и не старался интегрироваться в эту систему. Но после всего случившегося со мной эту ошибку я постарался исправить. Сейчас уверен, что крупный бизнес не может существовать вне государства”. (Огонек, 20 июля 2009)
     После выхода из-под стражи Рыболовлев заявил, что поддержит на губернаторских выборах 2000 Геннадия Игумнова. Дочь Игумнова Елена Арзуманова работала председателем в банке “Кредит ФД”.
    С 1999 – председатель совета директоров АО “Уралкалий” (г. Березники Пермской области).  
    Соперником Рыболовлева по калийному бизнесу в Перми было принято считать Гарри Лучанского (позиции Лучанского и Рыболовлева в АО “Сильвинит” на середину 1999 года были примерно равны).
     Фактически контролировал производство калийных удобрений в России, являясь владельцем блокирующих пакетов акций “Уралкалия”, АО “Сильвинит” и других. Фирмам Рыболовлева принадлежали 40% акций АО “Нефтехимик” (г.Пермь), они имели эксклюзивное право на поставку и реализацию продукции в пределах России). 
      В 1999-2000 годах – член совета директоров ОАО “Сильвинит”. Стал членом совета директоров ОАО “Сильвинит” при поддержке Марка Лиснянски. 
     С ноября 2005 года – председатель совета директоров ОАО “Белорусская калийная компания”.
    Член совета директоров ОАО “Пермстройкомбанк”.   
     В 2005 году было ОАО “Уралкалий” было выпущено 5,4 млн тонн удобрений. Выручка – 20,7 млрд руб., чистая прибыль – 7,6 млрд руб. (Ъ, 26 сентября 2006)
    В 2005 лидер СПС Никита Белых пытался заручиться поддержкой Рыболовлева при проведении предвыборной кампании, но тот отказал. “Нет, ребята, я в такие игры не играю, я точно с властью, – вспоминал Белых в интервью Forbes. – Будете партией власти, тогда я деньги давать буду”. Тогда будет дороже, пошутил Белых. “А я готов переплачивать”, – был ответ. (Огонек, 20 июля 2009)
     В феврале 2006 журнал “Финанс” оценил состояние Рыболовлева в 2,35 миллиарда долларов (26-е место в России), а в марте 2006 г. “Forbes” – в 1,6 миллиарда долларов (486 место в мире).   
     На сентябрь 2006 около 80% акций АО “Уралкалий” контролировалось кипрской Madura Holding Ltd, принадлежавшей Рыболовлеву. (Ъ, 26 сентября 2006 )


В начале июня 2008 миллиардер Дональд Трамп-младший рассказал, что особняком Maison de l`Amitie (дом дружбы — франц.), построенным в стиле позднего французского Средневековья в районе Палм-Бич в штате Флорида, интересуется крупный российский бизнесмен. 20 июня 2008 Wall Street Journal сообщила, что Трамп-старший продал здание Рыболовлеву. По данным издания, построенный в 1990 на побережье Атлантики особняк (общая площадь дома 3 тыс. кв. м и участок в 2,5 га) обошелся ему в $100 млн. (Коммерсант, 21 июня 2008)


В декабре 2008 жена Рыболовлева Елена подала иск на развод в швейцарский суд, так как, по ее словам, была “сыта по горло нежностью Дмитрия к другим женщинам”. (Newsru.com, 3 июля 2009)


В феврале 2009 г. журнал “Финанс” опубликовал новый рейтинг российских миллиардеров. Рыболовлев занял в нем 9-е место: журнал оценил его состояние в 4,6 миллиарда долларов.


В июле 2009 в прессе стали появляться подробности бракоразводного процесса Рыболовлева. Елена рассчитывала отсудить у бывшего мужа особняк стоимостью 95 млн. долларов в городе Палм-Бич во Флориде. Рыболовлев купил здание в июле 2008 года у знаменитого американского инвестора Дональда Трампа.


Елена Рыболовлева заявила, что ее муж “имеет богатый опыт в сокрытии и уводе активов, чтобы избежать расчетов по своим обязательствам”,  поэтому она хотела бы получить нечто материальное. Впрочем, она была готова отказаться от этих требований, если бы ее удовлетворила сумма, полученная в результате развода, а именно, – 50% состояния, которое она оценила в 6-12 млрд. долларов (“Финанс” – в 4,6; “Форбс” – в  3,1). (Newsru.com, 3 июля 2009)


В феврале 2010 г. журнал “Финанс” оценил состояние Рыболовлева в 8,5 миллиардов долларов.


11 марта 2010 “Уралкалий” сообщил, что компании стало известно о решении суда кантона Женева, наложившего обеспечительные меры на его активы “за исключением участвующих в производственной и обычной коммерческой деятельности”. Решение суда было связано с бракоразводным процессом Рыболовлевых. (Коммерсант, 12 марта 2010)


26 мая 2010 стало известно, что Рыболовлев хочет продать контрольный пакет акций “Уралкалия”. Переговоры велись с Михаилом Прохоровым, Владимиром Потаниным, Сулейманом Керимовым, Владимиром Евтушенковым и Владимиром Лисиным. Рыночная стоимость “Уралкалия” ,была близка к минимальной 2010 года, но никто из претендентов не выразил желания приобрести компанию. (Коммерсант, 27 мая 2010)


11 июня 2010 компания Madura Holding Ltd Рыболовлева закрыла сделку по продаже “53,2% акционерного капитала компании в пользу Kaliha Finance Ltd, Aerellia Investments Ltd и Becounioco Holdings Ltd”. Бенефициарами этих компаний были Сулейман Керимов, Александр Несис и Филарет Гальчев соответственно. Крупнейшим акционером “Уралкалия” с долей 25% стал Керимов.  (Коммерсант, 15 июня 2010)


В сентябре 2010 стало известно, что Рыболовлев купил 9,7% крупнейшего кипрского банка – Bank of Cyprus и стал его крупнейшим акционером. (Ведомости, 24 сентября 2010)


В феврале 2011 “Финанс” оценил состояние Рыболовлева в  9,6 млрд. долларов. 


В апреле 2011 Рыболовлев окончательно вышел из капитала “Уралкалия”. Оставшиеся у него после сделки с Керимовым и его партнерами 10% акций выкупила структура Несиса. (Коммерсант, 20 апреля 2011


В декабре 2011 22-летняя дочь Рыболовлева Екатерина купила квартиру на Манхэттене за $88 млн. Екатерина Рыболовлева родилась в России, но с 7-летнего возраста жила в Монако и в Швейцарии. Это стало крупнейшей в истории сделкой на нью-йоркском рынке жилой недвижимости. (Ведомости, 20 декабря 2011) 


23 декабря 2011 стало известно о том, что Рыболовлев приобрел контрольный пакет акций (66,67%) футбольного клуба “Монако”. Как сообщило агенство Франс Пресс, ожидалось, что он в течение 4-х лет инвестирует в клуб не менее 100 миллионов евро. “Эта сделка открывает новую страницу в истории “Монако”. Я надеюсь, что в будущем клуб будет только прогрессировать, что он станет украшением спортивной жизни Монако”, – сказал по этому поводу князь Альбер II. На момент покупки “Монако” занимал последнее место в Лиге 2 чемпионата Франции. (Спортс.ру, 23 декабря 2011)


В марте 2012 Forbes оценил состояние Рыболовлева в 9 миллиардов долларов, поставив его на 13 место в России и на 100 в мире.


14 марта 2012 в верховный суд штата Нью-Йорк поступило исковое заявление от Елены Рыболовлевой, в котором утверждалось, что сделка по покупке квартиры на Манхэттене была совершена в нарушение предписания суда в Женеве, где с 2008 года слушалось дело о разводе. Елена утверждала, что в действительности владельцем недвижимости является сам Рыболовлев и просила суд передать эту квартиру под управление специального фонда, который в дальнейшем мог бы быть использован для причитающихся ей выплат после завершения процесса в Женеве. Как пояснил адвокат Рыболовлевой, сделка была проведена с использованием подставной фирмы и в нарушение решения швейцарского суда, согласно которому Рыболовлеву запрещалось до завершения бракоразводного процесса перемещать активы, приобретенные в ходе совместной жизни. (ИТАР-ТАСС, 15 марта 2012)


В апреле 2013 стало известно о том, что Рыболовлев купил греческие острова Скорпиос и Спарти. Продавец – внучка Аристотеля Онассиса Афина Онассис. Официальным покупателем был назван не сам Рыболовлев, а одна из компаний траста, действующего в интересах его дочери Екатерины. (Форбс.ру, 12 апреля 2013)


В мае 2013 прокуроратура поручила отделу минфина Греции по расследованию экономических преступлений изучить условия сделки по продаже острова Скорпиос, чтобы определить, не нанесло ли ущерб государственным интересам Греции решение Афины Онассис. По данным СМИ, в завещании Онассиса было сказано, что острова должны принадлежать законным наследникам, а если они будут не в состоянии поддерживать два острова, они должны быть переданы греческому государству для использования в качестве курорта президентом республики или как детский олимпийский лагерь. Греческие СМИ сообщали, что официально острова не проданы, а переданы в аренду на длительный срок, до 99 лет, чтобы обойти сложные юридические процедуры. (Газета.ру, 21 мая 2013)


В мае 2014 суд Женевы обязал Рыболовлева выплатить бывшей супруге Елене более 4 млрд швейцарских франков (около $4,5 млрд). (Деньги, 26 мая 2014)


В июне 2015 Рыболовлев добился снижения суммы отступных почти в семь раз, с $4,5 млрд до $603 млн, сообщила The Wall Street Journal со ссылкой на решение швейцарского суда.


24 сентября 2015 The New York Times сообщила, что Рыболовлев вернет падчерице Пабло Пикассо две картины, которые, по ее утверждению, были украдены из ее хранилища и которые Рыболовлев приобрел у арт-дилера Ива Бувье в 2013. Рыболовлев подал в суд на Бувье, обвиняя его в мошенничестве. (Газета.ру, 24 сентября 2015)


20 октября 2015 стало известно, что Дмитрий и Елены Рыболовлевы достигли соглашения об условиях развода, которое предусматривало, что обе стороны прекращают все связанные с разводом юридические процессы во всех юрисдикциях. (Форбс, 20 октября 2015)


16 ноября 2017 неизвестный покупатель заплатил на аукционе в Нью-Йорке 450 млн долларов за картину Леонардо да Винчи “Спаситель мира”, которая до этого принадлежала Рыболовлеву. (РИА Новости, 16 ноября 2017


6 ноября 2018 судебное следствие Монако задержало и допросило Рыболовлева. По версии следствия, он смог повлиять на монегасский суд, чтобы добиться обвинения своего арт-дилера швейцарца Ива Бувье, которого он считал мошенником. По мнению Рыболовлева, Бувье продал ему 37 произведений искусства с огромной наценкой или через подставных лиц, нанеся ущерб на сумму более €1 млрд.


Следствие полагало, что задержать в 2015 Бувье Рыболовлеву помогли тогдашний министр юстиции Монако Филипп Нармино, а также чиновники местной полиции. О приезде Бувье полицию Монако предупредила адвокат Рыболовлева Татьяна Бершеда. В ее телефоне были найдены СМС, которыми она по этому поводу обменивалась с комиссаром полиции Кристофом Аже и его заместителем. Бувье вскоре после задержания отпустили, после чего Рыболовлев начал с ним судиться в нескольких странах. Суды несколько раз выносили решения об аресте активов арт-дилера, но потом признавали, что разбирательство должно вестись на территории Швейцарии, гражданином которой является Бувье. (Коммерсант, 7 ноября 2018)


7 ноября 2018 Рыболовлеву, Бершеде, а также Кристине и Антуану Нармино, жене и сыну экс-министра юстиции княжества, было предъявлено официальное обвинение. Все четверо задержанных были отпущены под обязательства о явке и судебный надзор. (Коммерсант, 8 ноября 2018)



 
     Разведен. Бывшая жена – Елена, поженились на третьем курсе. Две дочери.