ПАРТИЯ СОВЕТСКИХ КОММУНИСТОВ

ПАРТИЯ СОВЕТСКИХ КОММУНИСТОВ


          Первоначальное название   партии  “КПСС Ленина-Сталина” (лидер – Виктор Анпилов), образовавшейся в 1997-98 гг.  на основе отколовшихся от РКРП групп и анпиловского крыла Движения “Трудовая Россия” (ТР).
          Проект оглашен в апреле 1997 года, Учредительный съезд несколько раз переносился.  На   “Съезде советских коммунистов” 1-2 ноября 1997    было         объявлено о восстановлении КПСС (в 1998 г. было принято название “КПСС Ленина-Сталина”).

        20 апреля 1997 в Москве прошел съезд организации “Коммунисты – Трудовая Россия”, на котором было принято решение о создании Российской организации Партии советских коммунистов. Съезд носил рабочий характер, пресса и рядовые активисты “Трудовой России” на него не приглашались.
          22 апреля 1997 состоялась пресс-конференция по итогам съезда. Ю.Худяков сообщил, что в съезде участвовали делегаты от 34 регионов России, а также гости от ВКПБ (было зачитано приветствие от Н.Андреевой), наблюдатели от РКП-КПСС, Союза коммунистов Латвии, Компартии Республики Татарстан (секретарь по рабочему движению КПРТ, член Исполкома “Трудовой России” А.Парышев), Кабардино-Балкарской организации КПРФ (А.Караев). По словам Ю.Худякова, делегаты представляли в основном организации Российской коммунистической рабочей партии, которые “попали под пресс репрессий со стороны аппарата ЦК РКРП и Тюлькина конкретно”. Выступающий подчеркнул, что учрежденная на съезде Российская организация Партии советских коммунистов – “это не очередная партия, а российская структура той единой партии советских коммунистов, которую мы, сегодня можно уже с полной уверенностью сказать, сможем создать в этом году. Конкретно поставлена задача – 4-5 октября 1997 г. провести объединительный съезд советских коммунистов, в котором примут участие не только представители России, но и всех остальных республик”. Ю.Худяков сообщил, что одобренные делегатами документы вынесены на обсуждение “советских коммунистов”. Согласно принятому съездом Политическому заявлению, функции ЦК РО ПСК поручено исполнять Оргкомитету, созданному на V съезде “Трудовой России” 5-6 октября 1996 г. 20 апреля в него были включены еще 15 человек – в основном представители российских регионов. Каждому члену ОК поручено до 25 мая создать партийные организации ПСК еще в 2-3 регионах. Всем членам Оргкомитета предоставлены равные права, однако для осуществления представительских функций введена должность секретаря ЦК ПСК, которую занял В.Анпилов. Принята также анкета и памятка участника похода на Москву, которую планируется издать массовым тиражом и распространить во время первомайских акций в Москве и регионах.
          В.Носов рассказал о своих попытках огласить на IV съезде КПРФ приветствие съезда КТР. По его словам, он передал несколько экземпляров приветствия членам ЦК КПРФ А.Лукьянову, В.Тихонову и В.Шевелухе, однако те так и не озвучили его, а сам он на трибуну допущен не был. В.Анпилов по этому поводу заметил: “Все они, по-моему, заражены сейчас великодержавным партийным шовинизмом. …Еще неизвестно, какая партия лучше – маленькая, которая действует постоянно, или большая, которая потихонечку интегрируется в режим”. Лидер КТР подчеркнул, что прошедший съезд “заложил ритм объединения на территории не только России, но и Союза, потому что на сегодня самый сильный политический процесс – это процесс возрождения Союза Советский Социалистических Республик. Под каким бы соусом он ни шел, мы его приветствуем. Однако мы понимаем, что без влияния коммунистов интеграция может закончиться поражением классовых интересов. Коммунисты должны придать классовое звучание процессам объединения и не плестись в хвосте даже таких замечательных людей, как президент Белоруссии Лукашенко, а становиться во главу этого процесса. Иначе московские живоглоты проглотят собственность трудового народа Белоруссии, и от Лукашенко останется жалкая тень Бориса Николаевича”. Говоря о возможном отказе КПРФ от участия в “объединительном съезде советских коммунистов”, В.Анпилов заявил: “Та партия, которая отстраняется от интересов трудящихся, отрицает классовые интересы, проповедует конформизм, сотрудничество с нынешней властью, с капитализмом, проповедует союз с химерой – “союз красных и белых”, она не имеет права называться коммунистической. И коммунисты должны защитить свое звание”. Он также подчеркнул, что “массы рядовых коммунистов желают добиться организационного единства, покончить с разбродом, возглавить рабочее движение и восстановить Советскую власть. …Все остальные так или иначе сползают к формуле “дайте хорошего царя”, то бишь президента. Нам – коммунистам, которые желают единства, – хороший царь – будь то Ельцин, Жириновский, Лебедь, Зюганов, Анпилов – не нужен, а нужна Советская власть”. Вместе с тем В.Анпилов признал, что “низы” в КПРФ, “к сожалению, до сих пор страдают горбачевщиной – верхи решат, мы ничего не можем”. Кроме того, он призвал “не самообольщаться победами на губернаторских выборах”, приведя в пример Тамбовскую область, исполнительная власть в котором находится в руках представителей КПРФ, “а безработица увеличилась за последние 3 года на 60%, производство развалено”. В завершение В.Носов призвал к “всероссийской политической забастовке с единым требованием: убрать главного виновника всех бед и разрухи – нынешний оккупационный режим”.


          1-2 ноября 1997 в Москве по инициативе движения “Трудовая Россия” (В.Анпилова) был проведен “объединительно-восстановительный съезд партии советских коммунистов”, в котором приняли участие 307 делегатов из 7 республик бывшего СССР, в том числе из 45 регионов РФ, 3 областей Белоруссии, 3 областей Украины, Молдавии, Казахстана, Латвии, Грузии и др. Среди делегатов съезда были представители российских коммунистических и леворадикальных организаций (КПРФ, РКП-КПСС, ВКПБ, Союза офицеров, Движения граждан СССР, общества “Сталин”, Партии мира и единства и др.), но никого из руководства российских компартий.
          1 ноября 1997 заседание началось со значительным опозданием, поскольку арендованный для съезда зал до 13.00 был занят баптистами, проводившими в этот день очередную проповедь. В президиум съезда были избраны В.Анпилов, О.Бегов, Т.Хабарова, Ю.Худяков и др. На вопрос из зала, почему в президиум не вошел А.Козлобаев, В.Анпилов ответил, что Движение граждан СССР представлено в президиуме Т.Хабаровой, и А.Козлобаев против этого не возражает.


       С докладом “О политическом моменте” выступил В.Анпилов. Он подверг действующие в России компартии критике за “аппаратщину” и “номенклатурщину” и заявил, что создаваемая на съезде партия “открыта для всех”. При этом он подчеркнул: “Нам не надо вождей – их должны заменить люди труда, которые преданы советскому народу”. По его словам, поскольку организаторы новой партии не надеются “сразу всех объединить”, планируется избрать пока только временный ЦК. В прениях по докладу приняли участие Т.Хабарова (“Делать в наше время ставку только на пролетариат означает умышленно разрознивать людей”), представитель Воронежской организации РКП-КПСС Б.Мирошник (прибыл на съезд вместо отказавшегося от приглашения члена ЦК РКП-КПСС Е.Кафырина; отстаивал необходимость включения в название партии аббревиатуры “КПСС”), В.Даньяров (говорил о необходимости возобновления деятельности именно КПСС; охарактеризовал поведение лидеров российских компартий как “преступное”; назвал В.Анпилова “крупнейшим теоретиком международного коммунистического движения”), В.Жухрай (присоединился к мнению о В.Анпилове как “крупнейшем теоретике”), Е.Копышев (зачитал заявление Секретариата СКП-КПСС о том, что проведение съезда противоречит решениям ХХХ съезда КПСС и приведет к “дроблению коммунистов” и “потере управляемости республиканскими компартиями”), бывший народный депутат СССР из Харькова Л.Сухов (подверг критике А.Лукашенко за то, что тот “помогает продвижению НАТО на восток”; был прерван криками протеста из зала; выступивший позже председатель Союза офицеров Белоруссии генерал Д.Иванов резко осудил Л.Сухова), первый секретарь ЦК КП Татарстана А.Салий (призвал объединяться не только с радикальными коммунистами, но и со всеми оппозиционными силами, включая патриотические), представитель Партии социального прогресса Пискун (выступил против воссоздания КПСС, заявив, что она “себя дискредитировала” и является “политическим трупом”; поддержал выступление А.Салия и призвал всех вступать в КПРФ), С.Терехов, О.Бегов и др.
          При обсуждении проекта Декларации съезда из названия партии было решено убрать слова “Партия советских коммунистов”, оставив только “КПСС”. В окончательном виде документ выглядел следующим образом: “Руководствуясь волей советских народов, однозначно высказавшихся за сохранение Союза Советских Социалистических Республик на всесоюзном референдуме 17 марта 1991 года, съезд советских коммунистов принимает решение возобновить деятельность КПСС на всей территории СССР. Съезд советских коммунистов констатирует, что президент РФ Ельцин не имел полномочий на приостановку деятельности КПСС. С другой стороны, шесть лет – срок достаточный, чтобы убедиться: вслед за разрушением единственно конституционной партии – КПСС – последовало разрушение СССР, принесшее неисчислимые беды советским народам. Сегодня распад, войны, обнищание народов, утрата национальной независимости, деградация науки и культуры продолжаются на территориях “суверенных” республик. Стихийная борьба трудящихся за права, завоеванные в октябре 1917 года, не приносит желаемых результатов. Раздробленность отрядов коммунистического движения, поощряемая практически всеми правящими режимами, уводит трудящихся от борьбы за восстановление советской власти, порождает пессимизм и безысходность. Требование единства советских коммунистов давно стало классовым. Дальнейший разброд в коммунистическом движении нетерпим. В одиночку, запершись в своих национальных квартирах, советские коммунисты обречены на сектантство и конечное вырождение. Съезд советских коммунистов обращается ко всем рядовым партии Ленина, ко всем действующим на территории СССР организациям коммунистических и рабочих партий с требованием восстановить организационное единство КПСС. Для недопущения в наши ряды перевертышей и предателей следует начать с борьбы за идейное единство на основе марксизма-ленинизма. Коммунисты не признают грабежа народов под флагом приватизации и создания многоукладной экономики. Мы открыто заявляем, что при восстановлении власти трудящихся приватизация будет объявлена незаконной, лица, организовавшие ее или обогатившиеся за счет грабежа собственности советских народов, будут привлечены к ответственности. Что касается власти, то сегодня коммунистами могут называться лишь те, кто не ищет власти для себя, а борется за власть трудящихся в форме Советов. В конкретной исторической ситуации в качестве основы идейного и организационного единства съезд советских коммунистов принимает для оперативного руководства проекты программы и устава партии. Временному Центральному комитету КПСС поручается официально предложить эти документы для обсуждения в партийных организациях компартий, действующих на территории СССР, и обобщить предложения и поправки ко второму этапу съезда советских коммунистов. Всем компартиям, признающим возобновление деятельности единой союзной партии, предлагается направить в программную комиссию своих представителей. Второй этап восстановительного съезда провести в течение 1998 года, утвердить на нем окончательную редакцию программы и устава и избрать постоянный ЦК. Временному ЦК КПСС предложить настоящую Декларацию для публикации в печати, документы съезда издать отдельной брошюрой. Да здравствует единство коммунистов в борьбе за свободу и независимость нашей Советской Родины – СССР! Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”.
          Второй день съезда был посвящен работе над уставом и программой и выборам временного ЦК КПСС, первым секретарем которого стал В.Анпилов.


             6 декабря 1997 в Саратове состоялась “восстановительная” конференция областной организации “КПСС В.Анпилова”. В ней приняли участие 25 человек, в том числе представители РКРП, ВКПБ, КПРФ и др. из Саратова, Энгельса, Балакова и др. С докладом на конференции выступил член “Временного ЦК КПСС” (В.Анпилова) от Саратовской области В.Ошкин. Он рассказал, в частности, о “восстановительном” съезде “КПСС”, проходившем в Москве 1-2 ноября 1997 г. В.Ошкин был избран первым секретарем обкома.

             28 ноября 1998 состоялась Х конференция московской организации “КПСС Ленина-Сталина”, в которой участвовало 103 делегата от 43 первичных организаций города и области. Первым секретарем МК был избран В.Анпилов, заместителем первого секретаря по оргработе – Ю.Худяков. Была обсуждена предвыборная стратегия партии, названы политические объединения, с которыми в первую очередь будут вестись переговоры о сотрудничестве – Союз офицеров, Национал-большевистская партия, РПК, ВКПБ, Большевистская платформа в КПСС, общество “Сталин” (О.Бегов) и Общероссийское коммунистическое движение (А.Брежнев).