МУРСЕКАЕВ Рашид Мавияевич

МУРСЕКАЕВ Рашид Мавияевич
Владелец компании “ВИМ-Авиа”


          Рашид Мурсекаев родился в 1965 году.
          В первой половине 90-х годов вместе с Сергеем Недорослевым занимался поставками ширпотреба и продуктов питания из Азии в счет долгов за российское оружие и авиатехнику. (Forbes, август 2005)
          С 1997 – заместитель генерального директора ЗАО “Белуха Секьюритиз”.
          В 1996-2000 – генеральный директор ЗАО “Центральная сбытовая организация”.
          С 1998 по 2004 – заместитель председателя правления ОАО “Морбанк”.
          В 2000 – эксперт ЗАО “Руслан 003”.
          В 2000 – заместитель генерального директора ООО “Финансы и консультации”.
          В 2000-2001 – член совета директоров ОАО “Дальневосточное морское пароходство”. Контролировал 68% акций ДВМП. 
          В 2000-2001 – член совета директоров ОАО НАЗ “Сокол”.
          В 2001 – советник ОАО “Морбанк”.
          С 2001 – советник ОАО “Руслан Капитал”.
          В 2001-2002 – член совета директоров ОАО “Улан-Удэнский авиационный завод”. 
          В 2003 купил 12 подержанных самолетов Boeing 757 и стал вместе с В.Меркуловым учредителем авиакомпании “ВИМ-Авиа”. (Forbes, август 2005
         В 2005 Мурсекаевым и Минимуществом Башкирии была зарегистрирована авиакомпания “Эйр Башкортостан”, вошедшая в группу компаний “ВИМ-авиа”. Полёты начала совершать в 2006. (Авиапорт.ру, 6 февраля 2007)
         В ноябре 2005 в инвестмеморандуме компании “ВИМ-Авиа” было сообщено, что компания на 100% принадлежит Мурсекаеву. К этому времени “ВИМ-Авиа” стала самым крупным чартерным авиаперевозчиком в России; ее стоимость оценивалась в $60 млн.  (Ведомости, 9 ноября 2005
         В феврале 2006 журнал “Финанс” оценил состояние Мурсекаева в 80 миллионов долларов (395-е место в России). 
         В январе 2007 стало известно, что Мурсекаев ищет покупателя на “ВИМ-Авиа”, седьмую по величине авиакомпанию в стране. Предложения купить ее за $320-400 млн получили “Аэрофлот”, “Сибирь” и Национальная резервная корпорация. (Ведомости, 17 января 2007
         19 января 2007 торговый дом “Топливное обеспечение аэропортов” (ТОАП) обратился с письмом к Рашиду и Светлане Мурсекаевым, в котором предложил приступить к переговорам о приобретении их долей. По словам гендиректора ТОАП Евгения Островского, перевозчик задолжал ТОАП за поставленный авиакеросин около 1 млрд руб.. В конце 2006 г. ТОАП прекратил ему поставки, однако поскольку задолженность так и не была погашена, было сделано предложение о приобретении долей в счет оплаты долга. При этом ТОАП был готов доплатить Мурсекаевым до $10 млн. (Ъ, 26 января 2007)


Арбитражный суд Москвы назначил на 8 февраля 2010 первое заседание по делу о банкротстве “ВИМ-Авиа”. Заявление на банкротство перевозчика подало ООО “Волжско-Камское судоходное общество” в конце 2009 года, оно было принято к производству 18 декабря 2009. (Коммерсант, 22 января 2010)


8 февраля 2010 стало известно о том, что суд прекратил производство по делу о банкротстве “ВИМ-авиа”. Решение было принято после отказа заявителя от исковых требований в связи с погашением долга. (Интерфакс, 8 февраля 2010)


В августе 2011 правительство Башкирии обратилось к Мурсекаеву с требованием сменить название авиакомпании и убрать надписи “Башкортостан” на русском и английском языках с бортов принадлежащих ей воздушных судов. Вице-премьер республики Сергей Афонин заявил, что слово “Башкортостан” больше не должно использоваться в названии авиакомпании, так как она “не совершает рейсов из Уфы”, “не исполнила несколько лет назад договоренностей перед республикой” и вообще “выглядит не очень солидно”: “Такое название должна носить солидная авиакомпания, а “Башкортостан” сегодня представляет собой всего три самолета”. (Коммерсант-Уфа, 4 августа 2011)


В январе 2014 Росавиация сообщила, что аннулировала сертификат эксплуатанта авиакомпании “Башкортостан”. Еще в конце сентября 2013 её парк сократился до одного самолета, и перевозчик перестал соответствовать требованиям федеральных правил. В октябре 2013 “Росавиация” приостановила действие сертификата “Башкортостана”, а через три месяца аннулировала его. (Коммерсант, 13 января 2014)


В январе 2015 иск о банкротстве “ВИМ-Авиа” подал ВТБ. Авиакомпнаия утверждала, что задолженность невелика, а с банком шли переговоры, но в ВТБ уверяли, что предложений об урегулировании долга не было. (Коммерсант, 23 января 2015)


В июле 2016 Росавиация дала “ВИМ-авиа” неделю на исправление ситуации с постоянной задержкой рейсов, пригрозив запретом на чартерные перевозки. За несколько дней компания допустила целый ряд многочасовых задержек. Некоторые вылеты, например, из Петербурга в Бургас и Варну, откладывались более чем на сутки. (Коммерсант, 21 июля 2016)


С конца мая 2017 “ВИМ-Авиа” вновь стала массово задерживать рейсы и отменила часть своей крупной чартерной программы из-за дефицита самолетов. Вывозом пассажиров занимались другие авиакомпании.


23-24 сентября 2017 более 20 самолетов “ВИМ-Авиа” не смогли вовремя вылететь из Домодедова. По данным Росавиации, длительные задержки были связаны с долгами авиакомпании за топливо. (Коммерсант, 25 сентября 2017)


25 сентября 2017 Мурсекаев заявил, что в компании “тяжелая экономическая ситуация”: закончились оборотные средства, финансирование заморожено, приостановлено обслуживание в аэропортах”. “ВИМ-Авиа” продолжает переговоры с финансовыми структурами о поддержке авиакомпании, рассчитывает на поддержку госорганов, а также партнеров из туристической отрасли и планирует “введение внешнего антикризисного управления”, – сообщил Мурсекаев. (Коммерсант, 26 сентября 2017)


В тот же день вечером на сайте СКР появилось следуещее сообщение: “Следственными органами Московского межрегионального следственного управления на транспорте СКР РФ возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере), по факту хищения денежных средств пассажиров должностными лицами ООО “Авиакомпания “ВИМ-Авиа”. Следствием установлено, что не позднее 22 сентября 2017 года у должностных лиц указанной авиакомпании возник преступный умысел, направленный на хищение денежных средств пассажиров путем обмана в особо крупном размере. Заведомо зная о том, что денежных средств авиакомпании недостаточно для закупки топлива, в том числе в аэропорту Домодедово, не имея договоров на поставку топлива с иными поставщиками и не имея таким образом возможности выполнить обязательства по перевозке пассажиров, должностные лица продолжали реализовывать авиабилеты на рейсы, получив за это путем обмана денежные средства в размере свыше 1 миллиона рублей”.


28 сентября 2017 был задержан гендиректор “ВИМ-Авиа” Александр Кочнев. Мурсекаев был допрошен, также ему была выписана повестка на допрос в Следственный комитет, однако он туда не явился, поскольку вместе с женой спешно уехал за границу. (Деловой Петербург, 28 сентября 2017)


Было заведено уголовное дело о преднамеренном банкротстве. В его основу легли материалы проверки, проведенной Приволжской транспортной прокуратурой в авиаперевозчике, зарегистрированном в Татарии. Как установил надзор, а затем и следствие, топ-менеджеры и собственники “ВИМ-Авиа”, понимая, что авиакомпания находится в нестабильном финансово-экономическом состоянии, тем не менее заключали в 2016 и 2017 явно невыгодные для предприятия сделки, в том числе направленные на вывод активов за рубеж. При этом активы оказывались у аффилированных с ними юрлиц. Так, в ряде договоров, заключенных “ВИМ-Авиа” с иностранными, в том числе офшорными, компаниями, не указывалась точная цена сделок, в результате чего выплаченные данным контрагентам суммы многократно увеличивались. (Коммерсант, 18 октября 2017)


12 декабря 2017 Басманный суд Москвы заочно арестовал Мурсекаева и вице-президента Алевтину Калашникову. Адвокат Мурсекаева Наталия Гайдукова подвергла сомнению утверждение СКР, что ее клиент “якобы выехал за границу”. Согласно обнародованным адвокатом рапортам погранслужбы, Мурсекаев не пересекал границу с помощью авиа- и железнодорожного транспорта, а согласно справке МВД, у него вообще не было загранпаспорта. (Коммерсант, 13 декабря 2017)


27 декабря 2017 Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по факту невыплаты заработной платы работникам “ВИМ-Авиа” в размере около 500 миллионов рублей. (РИА Новости, 27 декабря 2017)


       Жена Светлана – совладелец “ВИМ-Авиа”.