ДОБРОДЕЕВ Олег Борисович

ДОБРОДЕЕВ Олег Борисович
      Генеральный директор ФГУП “Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания” (ВГТРК), 
бывший генеральный директор ОАО “Телекомпания “НТВ” 


         Олег Добродеев родился 28 октября 1959 года в Москве. Сын сценариста Бориса Тихоновича Добродеева, автора сценариев к х/ф “Первый учитель”, “Молодой Бетховен”, телефильма “Карл Маркс. Молодые годы” и др., лауреата Ленинской премии СССР. Мать, Елена Ивановна, работала редактором в Госкино СССР. Старший брат, Дмитрий Добродеев, писатель, бывший редактор программ новостей на радио “Свобода”. 
        В 1981 окончил исторический факультет МГУ по специальности “новая и новейшая история Франции”. Учился в одной группе с Владимиром Кара-Мурзой.
       С 1981 работал научным сотрудником в Институте США и Канады АН СССР.
       В 1982 учился в аспирантуре Института международного рабочего движения. 
       С 1983 по 1990 год работал редактором, корреспондентом, ведущим программы “120 минут”, редактором, корреспондентом, комментатором программы “Время”, заместителем главного редактора Главной редакции информации ЦТ Гостелерадио СССР. Неоднократно освещал зарубежные поездки генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева. В 1990 году вместе с Эдуардом Сагалаевым и Александром Тихомировым был создателем еженедельной информационно-публицистической программы ЦТ “Семь дней”. После двух репортажей Добродеева и Игоря Кудрина про ввод войск в Баку программа была закрыта по распоряжению Секретариата ЦК КПСС и руководства Гостелерадио СССР.
         В 1990 году был одним из создателей Дирекции информационных программ ВГТРК. С мая 1990 по сентябрь 1991 был директором информационной программы “Вести”.
         В сентябре 1991 прешел из ВГТРК на РГТРК “Останкино”, где стал главным редактором Информационного телевизионного агентства (ИТА) РГТРК “Останкино”. В 1992 вместе с Евгением Киселевым был создателем еженедельной информационно-аналитической программы “Итоги”.
         На посту главного редактора ИТА, особенно с января 1993, у него возникали конфликты с руководством РГТРК “Останкино”, в частности, с председателем РГТРК “Останкино” Вячеславом Брагиным  и генеральным директором РГТРК “Останкино” Кириллом Игнатьевым.
         В сентябре 1993 покинул должность главного редактора ИТА РГТРК “Останкино”. Ранее, в июне 1993, вместе с Е.Киселевым, И.Малашенко  и А.Цываревым учредил ТОО “Итоги” и стал одним из создателей коммерческой телекомпании “НТВ”. В новую телекомпанию вместе с Добродеевым перешли ряд ведущих сотрудников ИТА РГТРК “Останкино”, в том числе такие популярные ведущие и тележурналисты, как Татьяна Миткова, Михаил Осокин, Александр Герасимов, Владимир Лусканов и др. Добродеев объяснил свой уход не только своим несогласием с телевизионной политикой В.Брагина и нового руководства РГТРК “Останкино” на I телеканале, но и низким, с его точки зрения, профессиональным уровнем программ государственного телевидения: ” От Кравченко я ушел, потому что работать на  государственном ТВ было невыносимо. Сейчас ухожу, потому что работать на нем неприлично” (“Независимая газета”, 24 июля 1993 года).
         С сентября 1993 занимал должность главного редактора Службы информационных программ телекомпании “НТВ”. С 1994 – вице-президент ТОО “Телекомпания “НТВ”. 
         В июле 1996 вместе с Малашенко, Цываревым, Шмушковичем стал одним из учредителей ЗАО “НТВ Плюс”.
         В январе 1997 стал одним из учредителей ЗАО “Медиа-МОСТ”.
         11 декабря 1997, в связи с реорганизацией структуры управления ЗАО “Медиа-МОСТ”, был назначен генеральным директором ТОО (с марта 1998 – ОАО) “Телекомпания “НТВ” (посты вице-президентов были упразднены).    
        4 ноября 1998 года депутат ГосДумы А.Куваев (КПРФ) заявил, что телекомментаторы С.Доренко, Е.Киселев, Н.Сванидзе, Т.Миткова и др. “являются одними из провокаторов, которые разжигают рознь в обществе” и пригрозил им персональной ответственностью. 5 ноября 1998 вместе с руководителями АО “ОРТ” и ВГТРК И.Шабдурасуловым и М.Швыдким Добродеев выступил на совместной пресс-конференции, на которой назвал выступление “целенаправленным давлением на журналистов, прямой незавуалированной угрозой”. Он также заявил, что подведомственная ему телекомпания может отказаться предоставлять эфир лидерам коммунистической оппозиции.
         В конце января 2000 подал в отставку с поста генерального директора ОАО “Телекомпания “НТВ”. Причина этого шага – личные мотивы, негативные отношения с руководителями холдинга “Медиа-МОСТ”, а также несогласие с информационной политикой руководителей “Медиа-МОСТа” и телекомпании “НТВ”, в первую очередь – по поводу освещения хода боевых действий в Югославии и на территории Чечни.
         31 января 2000 был назначен председателем ФГУП “Единый производственно-технический комплекс “Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания” (ВГТРК). После нового назначения заявил, что “государственные телекомпании предоставляют больше творческой свободы, чем олигархические”.
         С февраля 2000 – председатель правления при председателе ВГТРК.
         С 13 апреля по октябрь 2000 – главный редактор Объединенной редакции ЭСМИ “Телеканал “Россия” и ЭСМИ “ГТК “Вести” в структуре ВГТРК.
         15 июня 2000 заявил журналистам “Известий” о том, что он отрицательно относится к аресту Владимира Гусинского. Добродеев сказал, что “арестовывать Гусинского не следовало”. По его мнению, действия следователей, арестовавших и поместивших Гусинского в Бутырский СИЗО, являются неадекватными. В интервью, которое было опубликовано в “Известиях” 16 июня, Добродеев сказал: “Я очень обеспокоен. Не могу себе представить Гусинского сидящим в “Бутырке”. Отвечая на вопрос корреспондента газеты, он заявил, что “ему жалко Гусинского”.
         8 апреля 2001, в связи с ситуацией вокруг телекомпании “НТВ” и холдингом “Газпром-Медиа”, направил открытое письмо Евгению Киселеву (опубликовано в газете “Известия” 9 апреля 2001).
        Добродеев также заявил, что избранное на собрании акционеров руководство телекомпании “НТВ” должно стремиться к диалогу с коллективом НТВ. В интервью, отвечая на вопрос: “Что бы вы сделали на месте Йордана и Коха”, Добродеев заявил: “Только разговаривать. Только объяснять” (Коммерсант, 9 апреля 2001)
        Ночью 14 апреля 2001, в момент прихода нового руководства телекомпанией “НТВ”, назначенного в результате собрания акционеров НТВ, в офисы НТВ, подал в отставку с поста председателя ВГТРК. Утром он прибыл в офис телекомпании “НТВ”. Добродеев заявил: “Я не мог не приехать этой ночью, потому что убежден, что события развивались бы по самому тяжелому и худшему сценарию. Но я не мог сюда приехать в качестве руководителя государственной корпорации – это тоже понятно, поэтому я свой выбор сделал, хотя это очень тяжелая и болезненная вещь. Я никогда никого не подводил и никогда решения не принимал единолично, но была ночь, и не было выхода. Я не мог пытаться решить эту ситуацию в качестве председателя ВГТРК”. Он также заявил, что “нельзя, чтобы нынешний гендиректор Евгений Киселев так вольно играл судьбами людей, за которых он не отвечает”. Отвечая на вопрос, будет ли он разговаривать с Владимиром Путиным, Добродеев ответил: “Конечно. Я очень виноват перед ним, я очень виноват перед своими коллегами, и если бы была малейшая возможность решить эту ситуацию по другому, я бы ее решил. Но я заложник слова, и, к сожалению, для себя иного выхода не видел”.
        Олег Добродеев также заявил, что “окончательно и бесповоротно по-человечески разочаровался” в личности Григория Явлинском. По его словам, Явлинский попытался превратить “поминки в свой политический бенефис, а это неправильно. Бог ему судья”.
        14 и 15 апреля участвовал в организации работы канала “НТВ”. Вместе с Владимиром Кулистиковым и Татьяной Митковой проводил “летучки” и обсуждал текущие информационные выпуски.
         16 апреля 2001 утром Добродеев был приглашен к Владимиру Путину к 15.00. Беседа длилась около часа. Пресс-секретарь российского президента Алексей Громов сообщил, что Путин отставку Добродеева не принял.
         Позднее, комментируя происшедшие события, Добродеев отметил: “Общий итог далеко уходит за рамки телевидения. Мы вступили в эпоху системного кризиса журналистики. Меняется не только наше положение внутри корпорации, меняется наша роль в обществе, наши взаимоотношения с государством, с владельцами, с деньгами наконец. Раньше можно было тешить себя иллюзией, будто нам их дают потому, что мы такие хорошие. Теперь придется ежедневно отвечать на вопрос, откуда они берутся, как зарабатываются”. (Известия, 17 апреля 2001)
         В интервью газете “Комсомольская правда” он также заявил: “… Нельзя быть стадом, которое увели на ТНТ, а потом создали безвыходную ситуацию, при переходе на ТВ-6. Более глупой роли трудно себе для журналиста представить. Из-за этого часть людей уже осталась на улице. Между Гусинским и Березовским существовала договоренность, реализованная Киселевым так, как все это видели. Киселев вел себя, как подлец” (КП, 18 апреля 2001).
       В интервью газете “Аргументы и факты” заявил: “Давайте сразу обозначим позицию государства. Государство не планирует увеличивать свое присутствие на телевизионном рынке. Потому что есть бюджет, есть деньги, которые государство может потратить или не может потратить. Я думаю, что частное телевидение в России будет только развиваться. Потому как государство, я подчеркиваю, увеличивать свое присутствие на телерынке не планирует” (АиФ, №16, апрель 2001). Он также подчеркнул, что “НИКОГДА” не будет снова работать в телекомпании “НТВ”.
         В июле 2001 появилась информация о возможном назначении Добродеева на пост председателя Комиссии при президенте РФ по помилованию вместо Анатолия Приставкина. (Независимая газета, 25 июля 2001) Сам Приставкин заявил, что Добродеев отказался от этого предложения.
         В октябре 2001 был введен в состав Общественного совета МВД РФ.
         В марте 2002 возглавил объединенную информационную редакцию (главный редактор) “Маяка” и “Радио России”, созданную на базе радиостанции “Маяк-24”, которая  стала поставщиком информационных программ для трех государственных радиостанций: “Радио России”, “Маяка” и “Маяка-24”.
        16 января 2004 возглавил Объединенную редакцию радиовещания ВГТРК.
         В апреле 2004 министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов и его первый заместитель Леонид Надиров заявили, что ВГТРК может быть акционирована. В ответ на это Добродеев сказал, что он категорически против этой идеи: “Последствия этого шага будут очень тяжелыми. Зачем акционировать канал “Россия”, если он и так работает прибыльно и эффективно? Какой резон отдавать его в частные руки? Ведь тогда все бремя содержания убыточных, но социально важных составляющих ВГТРК – каналов “Культура”, “Спорт”, “Радио России” и “Маяка” – полностью ляжет на плечи государства. Без канала-донора они просто не смогут нормально существовать. Мы повторим ошибки начала приватизации, когда были акционированы наиболее лакомые куски, а все сопутствующее отсыхало”. (Коммерсантъ, 15 апреля 2004
     29 июля 2004 указом президента РФ был назначен генеральным директором ФГУП “Всероссийская телевизионная и радиовещательная компания” (ВГТРК). Должность председателя ВГТРК, которую занимал Добродеев, была упразднена. 
      7 июня 2005 руководители шести российских телеканалов, в том числе и Добродеев, подписали хартию телевещателей “Против насилия и жестокости”, в которой, в частности, отмечалось, что СМИ должны принимать “меры к недопущению нанесения ущерба общественной нравственности, распространения информации и материалов откровенно циничного и оскорбительного характера и (или) пропагандирующих культ насилия и жестокости”. В хартии также говорилось, что электронные СМИ “признают свою особую социальную ответственность за соблюдение прав детей” и защиту их права на получение информации, не наносящей вред их физическому и нравственному здоровью. 
     C мая 2006 – член Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания.     
     C июня 2006 – член Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.
     15 февраля 2007 Добродеев принял решение отстранить от должности председателя ГТРК “Самара” Федора Алиева в связи с многочисленными жалобами на то, что он, являясь членом президиума регионального политсовета “Единой России”, “проводил линию своей партии”. (Газета.ру, 15 февраля 2007)


C октября 2007 – член попечительского совета Фонда “Русский мир”.

С мая 2009 – член Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии.

С декабря 2010 – член наблюдательного совета АНО “Спортивное вещание”.

С июля 2012 – член Общественной палаты Московской области, член комиссии по местному самоуправлению и информационной политике.

С 22 августа 2012 – член экспертного совета по массовым коммуникациям при Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

C июля 2016 – член совета директоров ООО “Национальный рекламный альянс”.


20 ноября 2018 Путин утвердил новый состав совета по культуре и искусству при президенте. Добродеев стал членом совета.
 



         Награжден орденом “За заслуги перед Отечеством” III степени (апрель 2010), медалью Столыпина 1 степени (2019). Лауреат Госпремии РФ в области культуры за 2011.
         22 декабря 2014 Добродеев был награждён орденом преподобного Сергия Радонежского II степени “во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 55-летием со дня рождения”. Орден вручил лично патриарх Кирилл. (Патриархия.ру, 22 декабря 2014)
         Член правления Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ).
         С 2000 – член президиума МПТР.
         С 1995 – академик Академии российского телевидения (АРТ). С марта 2002 – член правления АРТ. 
         Член бюро президиума Общества русской словесности.

         Увлечения – мемуарная литература, документальное кино. Играет на бильярде. Любит виски и красное вино.
         Награжден орденом Дружбы (январь 1999), орденом “За заслуги перед Отечеством” 3-й степени (2010).
         Владеет французским и английским языками. 
         Жена Мария Арнольдовна окончила исторический факультет МГУ. Сын Борис был директором по развитию ОАО “Вэб-ТВ”, возглавлял департамент управления интернет-активами в компании Усманова USM Advisors, в январе 2014 вошёл в руководство соцсети “ВКонтакте”, ему было поручено заниматься связями с инвесторами. (Ведомости.ру, 25 января 2014)
     С сентября 2014 Борис Добродеев – гендиректор “ВКонтакте”.



По утверждению Дмитрия Губина, ездит “на членовозе с мигалкой”.





      “Женя ! Жанр открытых писем тебе становится избитым приемом. Но что поделаешь, если ты избегаешь прямых контактов, публичной дискуссии о той катастрофе, на грани которой стоит созданная нами с тобой компания. Подчиненным ты и твой истеричный круг затыкают рот, а на встречу в программу Владимира Познера ты прийти не захотел, хотя ведущий был согласен сделать все, чтобы участие в программе не помешало работе “Итогов”.
        Между тем объяснение мое с тобой давно назрело, может быть, даже запоздало. Его ждали от меня еще два года назад, когда Гусинский, Малашенко и ты начали выдавливать меня из компании. Ребята, которых НТВ привело в большую журналистику, просто требовали объяснения от меня, когда в январе прошлого года я уходил. Ты прекрасно помнишь тот вечер в Останкине, переполненную корреспондентскую и мое неискреннее заявление, которым я хотел успокоить людей, – ведь Лиза Листова, Женя Ревенко, другие молодые и горячие ребята уже бегали по коридорам, говорили об акции протеста. Протеста против моего ухода и твоего назначения.
       Я просто ушел, так как думал о репутации компании, о дальнейшей судьбе людей. Поэтому обратиться к тебе я решил только тогда, когда на карту ты поставил то, что принадлежит уже не только тебе и Гусинскому, – судьбы людей, которых ты превратил в пламенных революционеров, на глазах теряющих профессию.
       Главной линией защиты ты избрал “независимость” НТВ. Уж мы-то с тобой знаем, что с самого начала компания была не только “гусинской”, но и “кремлевской”. Лицензию на вещание нам пробивали Бородин и Тарпищев. Я представлял компанию на всех узких посиделках в администрации, многие пиаровские ходы ельцинской команды во время и после выборов 1996 года рождались в Останкине. Да что ходы – многие достопамятные радиообращения Бориса Ельцина летом 1997 года сочинялись журналистами НТВ. Хорошо помню изумление Володи Кулистикова, которого мы осенью 1996 года взяли с тобой с Радио “Свобода”: “Ну вы даете, ребята, Спасские ворота ногой открываете”. Моральный капитал канала, нажитый Леной Масюк, Володей Лускановым (их портреты, я слышал, после их перехода на РТР ты приказал убрать), Ильей Канавиным, Сашей Хабаровым и другими во время первой чеченской кампании, через участие в кремлевских акциях активно преобразовывался в капитал реальный, те же бесконечные кредиты государственного “Газпрома”. Смотря “Итоги”, провинциальные начальники безошибочно улавливали линию Кремля. Мы были при власти, но Гусинскому в какой-то момент показалось, что он – сама власть, и тут-то начались проблемы, которые всегда решались одним и тем же способом – при помощи информационной заточки. “Первая кровь” брызнула в августе 1997 года, когда Гусинский потребовал от нас информационно разобраться с теми, кто не дал ему вкусить казавшегося безумно сладким пирога “Связьинвеста”. Тогда я впервые задумался, как же все-таки сохранить лицо компании в условиях нарастающей заинтересованности главного акционера в информационном оружии. Ты, похоже, задумался над другим – как использовать этот интерес в личных целях. Но самое тяжелое – и ты, и Гусинский часто говорили об этом как-то вскользь – это вторая чеченская война. А было так: сначала требование акционеров – резко ужесточить нейтральную, объективистскую позицию, а потом, как обычно, договориться с властью. Разменять эту позицию на пролонгацию кредитов. Это случалось. Но теперь за этим стояли не интересы олигархов, а жизни людей. Каждый из нас сделал свой выбор, в результате которого я ушел, а ты остался.  
         Пишу письмо под влиянием двух последних ночных эфиров. Они – похороны информационной тележурналистики – и это самая реальная угроза НТВ. Обращаюсь к тебе как человек, который никогда уже на НТВ не вернется. Подумай о людях. Митинговые крики о команде и единении имели бы смысл, если бы действительно у всех участников сегодняшних событий были общие судьба и будущее. Но будущее – не только временная, это еще и пространственная категория. Одного человека хозяйский самолет, хозяйская яхта унесут в ласковые дали, другие останутся на месте пожарища, раздутого ради этой перспективы. Где чей вариант, мы с тобой прекрасно знаем.
        Олег
        8 апреля 2001 года”.

    


Интервью
    1. Ъ, 9 февраля 2000. С.1-2.
    2. Комсомольская правда, 16 февраля 2000, С.8-9.
    3. Время новостей, 2 июня 2000, С.3.
    4. Фигуры и лица (приложение к “Независимой газете”), №11, 8 июня 2000.
    5. Время новостей, 31 мая 2000, С.3.
    6. Известия, 15 июня 2000 г.
    7. Известия, 16 июня 2000, С.1,4.
    8. Известия, 2 октября 2000, С.2.
    9. Телевидение и радиовещание. Broadcasting, №5, август-сентябрь 2000, С.8-10.
    10. Новая газета, 23-29 октября 2000, С.11,12.
    11. Огонек, № 47, декабрь 2000, С.52-55.
    12. Россiя, 19 января 2001, С.16.
    13. Коммерсантъ, 9 апреля 2001, С.1, 3.
    14. Известия, 17 апреля 2001 г., С.1,3.
    15. Аргументы и факты, №16, апрель 2001, С.3.
    16. Комсомольская правда, 18 апреля 2001 г., С.6.
    17. Коммерсантъ, 14 мая 2001 г., С.2.
    18. Известия, 15 сентября 2001.
    19. Политбюро, 9 декабря 2002 г., С.73.
    20. Коммерсантъ, 15 апреля 2004 г., С.4.