БОРОДЯНСКИЙ Владимир Владимирович
бывший министр культуры, молодежи и спорта Украины (2019-2020),
бывший директор холдинга StarLightMedia,
бывший председатель Правления ЧАО “Международный Медиа Центр-СТБ”
Владимир Бородянский родился 15 января 1974 года в г. Новый Роздол Львовской области.
Учился на экономическом факультете Львовского сельскохозяйственного института. В 1997 году окончил финансово-экономический факультет Киевского национального экономического университета.
С 1998 года был коммерческим директором газеты “Московский комсомолец” в Украине”.
С 2000 года работал руководителем отдела по управлению медиа-активами “Альфа-банка”. Отвечал за реализацию проектов “Московский комсомолец” в Украине”, “Новый канал”, “Наше радио”,
30 апреля 2004 года был назначен председателем Правления ЗАО “Международный Медиа Центр-СТБ” (первый негосударственный телеканал “СТБ”).
С ноября 2009 года – член Правления медиа-холдинга StarLightMedia (акционеры – Виктор Пинчук, Елена Франчук; в холдинг входят телеканалы ICTV, “СТБ”, “Новый канал”, QTV, “М1” и “М2”).
С марта 2012 года – директор StarLightMedia. После назначения сохранил должность главы ТК “СТБ”.
29 июля 2019 года Указом Президента Украины В. Зеленского назначен внештатным советником Президента Украины по гуманитарным вопросам.
29 августа 2019 г. был утвержден Верховной Радой Украины в должности министра культуры, молодежи и спорта Украины в правительстве Алексея Гончарука.
22 сентября 2019 г. в интервью “Громадському радiо” заявил, что “языковой закон” менять не надо. “Сегодня мы отстаиваем украинские национальные интересы и будем их отстаивать. Я считаю, что есть закон о языке, который надо выполнять. И я пока не вижу причин, чтобы анонсировать какие-то изменения в этот закон”, сказал Бородянский.
При этом он добавил, что не намерен делить людей по языковому принципу. “Не считаю, что люди, которые говорят по-русски, творят “русский мир”. Также я не согласен с тем, что президент был создателем “русского мира”. Например, я всю жизнь говорил на русском языке. И я вообще не хочу делить людей по языковому принципу”, отметил Бородянский (см. https://hromadske.radio/podcasts/kut-zoru/ye-zakon-pro-movu-i-yogo-potribno-vykonuvaty-ministr-kultury-molodi-ta-sportu).
В интервью Религиозно-информационной службе Украины заявил, что согласен с законом о принудительном переименовании УПЦ МП, т.к. “все должны понимать, что центр влияния на Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата находится в Москве” и государство должно обозначить “кто есть кто” на его территории. “Мы понимаем, что центр влияния на Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата находится в России, в Москве. Конечно, Украина должна каким-то образом учитывать это. И я считаю принцип, что Церковь должна внести в свое название идентификацию, что она относится к Русской православной Церкви – это понятная норма, которая просто определяет, кто есть кто. Все должны понимать, что центр влияния на Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата находится в Москве – через тот же Синод”, сказал Бородянский.
При этом он уточнил, что считает не очень правильным, когда государство вмешивается в такие вещи, как название Церкви, однако с самим законом о принудительном переименовании согласен. “В период войны, в период агрессии против нашей страны, когда происходят события на Востоке, и они происходят уже долгое время, и когда у нас оккупировали Крым – я считаю, что это нормально, когда страна обозначает, кто есть кто. И мне кажется, что [требования] нельзя в этом контексте считать вмешательством. Чтобы люди могли осознанно выбирать. Государство же ничего не делало, оно просто сказало: давайте обозначим. Всё. Свобода вероисповедания остается, но давайте обозначим, кто есть кто на этой территории. Я не вижу в этом никаких проблем”, отметил Бородянский.
В интервью Бородянский также одобрил усилия прошлой власти по созданию ПЦУ. “Как мы знаем, например, Православная церковь Киевского патриархата не была канонической Церковью. Это означает, что миллионы верующих не могли реализовывать свои религиозные права тем образом, которым они хотели, – в канонической Церкви. Это нормальное желание верующего человека – быть в канонической Церкви. Для того чтобы Церкви стали каноническими, им предложили объединиться и создать единую Поместную Церковь. К этому предложению прислушались УПЦ КП и УАПЦ, которые не были каноническими с точки зрения Вселенского Православия, и некоторые епископы УПЦ (МП). То есть, что произошло с точки зрения государства, на мой взгляд? Государство обеспечило потребности верующих в реализации своих прав. Это очень важно понимать, потому что это спекуляции о том, что государство вмешалось, завоевало…”, заявил он (РИСУ, 6 ноября 2019; см. https://risu.org.ua/ua/index/expert_thought/interview/77706/?fbclid=IwAR0VDbt0F5bfcxhayUFIZmi1nbQlwMRROp–AAcJTCrUy-sqoXBDDlXi8_Y).
9 ноября 2019 г. у себя на Facebook заявил, что президентский указ о регулировании стандартов новостей для СМИ был неверно истолкован. “Уважаемые журналисты! Вас правильно обеспокоило и возмутило наличие в указе Президента слов об установлении “требований и стандартов новостей”. Это терминологическое недоразумение, которое возникало из-за ложного применения термина “стандарты новостей” в документах МКМС. Мы не собирались и не собираемся регулировать стандарты новостей. Это право – исключительно профессионального сообщества.
Что мы собираемся делать: ввести понятие опасная информация, дезинформация, недостоверная информация. Что является очень важным в условиях информационной войны с РФ и возможным финансированием некоторых СМИ страной агрессором. Введение определений характера информации, как то новостная, развлекательная, юмористическая и т.п. вместе с возможным долгом обозначать распространяемый контент согласно того вида контента, к которому относится информация. Это является частью надлежащего информирования граждан и реализацией их права на информацию”, написал Бородянский (см. https://www.facebook.com/borodyanskiy/posts/10221753387210974).
15 ноября 2019 г. в ходе дискуссии: “Свобода слова, защита журналистов и информационного пространства Украины от дезинформации”, заявил, что часть внешнего независимого оценивания или отдельный школьный экзамен должен быть на тему медиаграмотности. “Идея есть. Ее еще, наверное, рано вслух проговаривать. Но мы считаем, что страна, которая находится в эпицентре такой мощной информации войны, как наша, должна заниматься этим вопросом, начиная со школы. И озвучу неоговоренную пока с Министерством образования сентенцию, поэтому это очень-очень заранее, но в принципе я считаю, что частью ВНО или такого теста, который является финальным в школе, должно быть понимание человеком, как оставаться защищенным в информационном пространстве. Поэтому ВНО – очень мощный инструмент в этом случае. Но его надо осторожно использовать, и мы это тоже понимаем. Поэтому пока это только идея – не более и не менее того”, сказал Бородянский (“Укринформ”, 15 ноября 2019; см. https://www.ukrinform.ua/rubric-society/2818940-borodanskij-hoce-abi-test-na-mediagramotnist-dodali-do-zno.html).
В интервью изданию “НВ”, комментируя инициативу о введении ответственности для СМИ за “манипуляции”, заявил: “Идет речь о тех журналистах, которые берут деньги и дезинформируют общество… Это не история против, а история за – за безопасность информационного пространства. За защиту государственности. За защиту граждан от манипулирования их сознанием. Мир изменился. У нас мир изменился за пять лет, которые мы прожили в войне и дальше проживаем. Сегодня люди используют манипуляционные технологии, прикрываясь свободой слова. Я считаю, это возмутительно”, сказал Бородянский.
“Почему вообще возникла мысль об уголовной ответственности в информационной войне? Потому что я глубоко убежден, что дезинформация и вот такие отношения между журналистом и, например, заказчиком фейков являются угрозой национальной безопасности страны. Я считаю это преступление сопоставимым с государственной изменой, условно говоря. Или близко к этому”, добавил он.
Бородянский также подчеркнул, в каком случае представитель СМИ может быть освобожден от уголовной ответственности: “Вы взяли деньги, но написали заявление уполномоченному, что был такой-то случай. Все, вы освобождаетесь от ответственности”.
В интервью Бородянский сообщил, что государство будет выполнять закон о переименовании УПЦ. “Есть закон, который предусматривает переименование этой церкви (из УПЦ в УПЦ МП). Надо выполнять закон. У кого-то есть сомнения, что надо выполнять закон? Невыполнение закона – уголовно наказуемое преступление в Украине”, сказал он.
По словам Бородянского, также будет выполняться закон о декоммунизации. “Прежний закон о декоммунизации мы будем выполнять. Это первое. Но я считаю, что жизнь сложнее, чем декоммунизация. И наша задача не поменять таблички, а поменять способ мышления. Поэтому то, чем мы будем заниматься, будет показывать разносторонность и неоднозначность нашей истории. Мы будем развивать в людях навыки критического мышления, чтобы все понимали контекст, в котором исторические персоны что-то делали. Что были разные обстоятельства, которые сложно описать в строгих бело-черных тонах… Скажем в общем: страна — разная, разнообразная. Давайте это использовать, давайте это признаем и начнем об этом говорить, объяснять, понимать, как-то вырабатывать к этому отношение”, заявил он (“НВ”, 23 ноября 2019; см. https://nv.ua/ukraine/politics/vladimir-borodyanskiy-o-regulirovanii-info-prostranstva-intervyu-novosti-ukrainy-50054839.html).
В интервью изданию “Зеркало недели” заявил, что является противником государственных СМИ на Украине. “Это же оксюморон – государственные СМИ. Какая вообще задача СМИ, если это не пропаганда? Быть медиатором между обществом и властью. А если оно государственное, то это медиатор или рупор? Это рупор. Я бы вообще все коммунальные телеканалы запретил”, отметил Бородянский.
Он также назвал неправильным положение дел, когда за канал “платит общество, а физически руководит этим телеканалом мэр города”. “Такой телеканал превращается опять же в рупор. То есть местный телеканал создан на деньги живущей там общины, а работает в интересах одной группы людей. Мне кажется, что это странно, при наличии общественного вещателя. А общественный вещатель получает финансирование из государственного бюджета, но является независимым, там сложная система финансирования. Так что ни при каких обстоятельствах возрождения государственных СМИ не будет”, подчеркнул Бородянский (ZN.ua, 1 декабря 2019; см. https://zn.ua/interview/vladimir-borodyanskiy-i-ministerstvo-propagandy-kriticheskogo-myshleniya-337813_.html).
3 февраля 2020 г. пристутствовал на праздновании годовщины “интронизации” главы “Православной Церкви Украины” (ПЦУ) Епифания (Думенко).
7 февраля 2020 г. на пресс-конференции заявил, что Чтобы эффективно бороться за медали на мировых первенствах, украинские спортсмены вынуждены выступать, в том числе и на территории России. “”Надо различать выступления спортсменов за границей, в том числе и Российской Федерации, и выступления артистов”, сказал он.
По словам Бородянского, у спортсменов нет выбора, выступать или не выступать. “У них есть выбор, получать очки или не получать. Если спортсмен не выступает за границей, он автоматически лишается баллов. Это ограничивает возможности спортсмена бороться за медали”, – добавил он.
Бородянский подчеркнул, что это вопрос не только Украины и России, а международный вопрос, касающийся всех кейсов связанных с конфликтами между государствами. “Мы для того, чтобы эффективно бороться за медали в мире должны выступать на территории государства-агрессора”, – подчеркнул он.
По словам Бородянского, создание отдельного Министерства спорта будет эффективным. “Относительно разделения министерства. Власть понимает, что спорт нуждается в мощном управлении, а мощное управление – это мощные институции. Сейчас мы строим мощное министерство (Министерство культуры, молодежи и спорта – ИФ), мощное агентство (Государственное агентство спорта – ИФ), мы планируем создать Фонд поддержки спорта”, – сказал он (“Интерфакс Украина”, 7 февраля 2020).
11 февраля в эфире телеканала “Прямой” заявил: “Украинские спортсмены вынуждены выступать в России в рейтинговых соревнованиях, потому что это получение рейтинга. Они вынуждены. Всё это время власть прятала голову в песок и не замечала этой проблемы, а она есть! Россия – агрессор, она напала на нашу страну, и нам необходимо решать этот вопрос на уровне Международного олимпийского комитета – что может происходить, когда есть военный конфликт, и такие выступления могут нормализовать отношения, а мы не хотим нормализации отношений”.
C 20 февраля 2020 г. – председатель Совета по вопросам развития Национального культурно-художественного и музейного комплекса “Художественный арсенал”.
4 марта 2020 г. украинский парламент принял отставку премьер-министра Украины А. Гончарука.
В тотже день в интервью hromadske Бородянский заявил, что не собирается работать в новом правительстве под руководством Дениса Шмыгаля. Основная причина – разделение министерства отдельно на Министерство культуры и Министерство молодежи и спорта. Однако, по словам Бородянского, это только одна из причин (см. https://hromadske.ua/posts/borodyanskij-ta-milovanov-vidmovilis-pracyuvati-v-uryadi-shmigalya?fbclid=iwar0-h4qrsvtdlf9ik2cp7dpjvpl8udheurgoqwjejhw8tozybacadg79lmo).
Решение СНБО в очередной раз показывает, что наша сила-в правде, а не в правилах. Я хочу жить за пять лет на Украине, где правда существует не вопреки, а благодаря Закону, правилам, нормам и нашему поведению…”, написал Бородянский (LIGA.net, 3 февраля 2021; см. https://www.liga.net/politics/opinion/mediaholding-medvedchuka-zlo-kotoroe-rabotaet-na-putina-chudo-chto-ego-ostanovili).