БАХИР Сергей Юрьевич

БАХИР Сергей Юрьевич
Исполнительный директор  компании “Татнефтегаз”,
бывший вице-президент ОАО НГК “Русснефть”,
бывший вице-президент  ОАО “НГК “Славнефть”,
бывший советник президента ОАО “Сиданко”,
депутат Думы Ханты-Мансийского АО (1996-2001)


   Сергей Бахир родился 17 июля 1956 в городе Октябрьский Башкирской АССР.
    В 1979 году окончил Уфимский нефтяной институт по специальности “технология и комплексная механизация разработок нефтяных и газовых месторождений”.
    С 1973 года работал электромонтером нефтегазодобывающего управления “Туймазанефть” ПО “Башнефть”, лаборантом научно-исследовательского Октябрьского сектора Уфимского нефтяного института.
    В 1979-1984 годах – инженер, инженер-конструктор 3 категории, инженер-конструктор 2 категории, инженер-конструктор 1 категории, ведущий конструктор нефтегазодобывающего управления “Суторминскнефть” производственного объединения “Ноябрьскнефтегаз” Главтюменнефтегаза Миннефтепрома СССР (пос. Муравленково Тюменской области).
    В 1984-1986 годах – мастер капитального ремонта скважин, начальник цеха подземного и капитального ремонта скважин.
    В 1986-1987 годах – начальник базы производственного обслуживания.
    В 1987-1988 годах – начальник центральной инженерно-технологической службы, заместитель начальника управления по производству, начальник центральной инженерно-технологической службы НГДУ “Красноленинскнефтегаз” Главтюменнефтегаза Министерства нефтяной промышленности (г. Нягань Тюменской области).
    В 1988-1995 годах – главный инженер НГДУ “Талинскнефть” ПО “Красноленинскнефтегаз” (затем – ОАО “Кондпетролеум”).
    В 1995-1996 годах – начальник НГДУ “Талинскнефть” АО “Кондпетролеум”.
    В 1996-1998 годах – заместитель генерального директора ОАО Кондпетролеум”. Член Совета директоров ОАО “Кондпетролеум”.
    27 октября 1996 избран депутатом Думы Ханты-Мансийского АО по 5-му территориальному округу (г.Нягань). Был выдвинут избирателями.
    С 1997 года – заместитель первого вице-президента ОАО “Сиданко”.
    С 1998 года – советник президента ОАО “Сиданко”.
    С 1998 года – вице-президент – директор департамента корпоративного управления ОАО “Сиданко”. Был членом Совета директоров ОАО “Удмуртнефть”.    
    С мая 2000 года – вице-президент по производству нефтяного сырья ОАО “НГК “Славнефть”.
    С апреля 2001 года (с перерывами) – член Совета директоров ОАО “Варьеганнефть”.
    С июня 2002 года – член Совета директоров ОАО “Славнефть-Мегионнефтегазгеология”.   
    В августе 2002 г. полномочия Бахира как вице-президента и члена правления “Славнефти” были прекращены.
     С октября 2002 года – вице-президент ОАО НГК “Русснефть “.
    С февраля 2003 года – член Совета директоров НК “Русснефть”. 
     С мая 2004 года – член Совета директоров ОАО “Белкамнефть “.
     С мая 2005 года – член Совета директоров ОАО МНПК “Аганнефтегазгеология”.


В ноябре 2006 г. было возбуждено уголовное дело о неуплате налогов компанией “Русснефть”, а также о сверхлимитной добыче нефти ее дочерними подразделениями НК “Нафта-Ульяновск” и “Ульяновскнефть”. Вскоре дело передали в следственный комитет при МВД РФ.


В начале мая 2007 года президенту НК “Русснефть” Михаилу Гуцериеву, Бахиру, а также руководителям ее дочерних предприятий  Виктору Курочкину и Игорю Еланскому было предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере). 


Обвинение посчитало, что руководители компаний “Нафта-Ульяновск” и “Ульяновскнефть” в 2003-2005 годах существенно превысили лимиты на добычу нефти, чем нарушили лицензионные соглашения. При этом, по подсчетам правоохранительных органов, ущерб от незаконной деятельности “Нафты-Ульяновск” составил 700 млн руб., а от деятельности “Ульяновскнефти” — около 2 млрд руб. По мнению следствия, ответственность за это должны были нести не только непосредственные руководители “дочек” “Русснефти”, но и руководство самой НК. Поэтому обвинение в незаконной предпринимательской деятельности было предъявлено не только Курочкину и Еланскому, но также и Гуцериеву и Бахиру. Со всех четверых были взяты подписки о невыезде, а также письменные обязательства по первому требованию являться в СК для дачи показаний. Однако это требование следствия выполнил только Курочкин, трое других обвиняемых скрылись и были объявлены в федеральный розыск. 


2 апреля 2008 г. заместитель руководителя СК при МВД РФ Олег Логунов сообщил, что расследование уголовного дела в отношении руководителей и топ-менеджеров “Русснефти” завершено. В суд были направлены материалы на не скрывавшегося от следствия Курочкина.  (Коммерсант, 3 апреля 2008)


На 2016 – исполнительный директор  компании “Татнефтегаз”.


27 марта 2016 “Ведомости” сообщили, что Бахир написал 2 февраля 2016 письмо президенту Путину с предложением передать “Татнефтегазу” 75,08% “Башнефти” во временное пользование. В обмен Росимущество получит $4 млрд, а Башкирия – $2 млрд. Бахир обещал вернуть “Башнефть” государству через десять лет. По его словам, если по истечении этого срока стоимость чистых активов компании окажется ниже, чем на дату продажи, то “Татнефтегаз” вернет разницу в бюджет. В противном случае “Татнефтегаз” оставит себе не более 50% разницы. Помимо этого Бахир обещал договориться с миноритариями и взять на себя социальные программы “Башнефти”.



     В феврале 2008 ушел из Русснефти.
   
    Женат. Двое детей.