АСЛАМАЗЯН Манана Альбертовна

АСЛАМАЗЯН Манана Альбертовна
     Бывший генеральный директор фонда “Образованные медиа”


      Манана Асламазян родилась 10 января 1952 года в Ереване.
      В 1973 г. окончила Ереванский государственный университет, филологический факультет. 
      В 1974 году переехала в Москву.
      В 1991 года была одним из организаторов и директором Фонда защиты гласности. 
      С 1992 года – координатор ряда проектов американской неправительственной организации Интерньюс и Фонда защиты гласности. 
     С 1993 года – генеральный директор российской автономной некоммерческой организации Интерньюс (затем – фонд “Образованные медиа”; занимался образовательными программами для СМИ). 
     C 1998 года – президент Интерньюс-Европа. 
     С 2000 года – член Федеральной конкурсной комиссии Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 
     В январе 2007 года Асламазян  была задержана в аэропорту Шереметьево. У нее было обнаружено €9,5 тыс. при максимально разрешенной ко ввозу недекларируемой сумме $10 тыс. Этим правонарушением, которое обычно наказывается штрафом, занялся следственный комитет при МВД (СК), дав повод правозащитникам заявить, что государство хочет “расправиться с неугодной организацией, которая учит журналистов быть свободными”. (Ъ, 20 июня 2007
     В апреле 2007 года сотрудники СК изъяли базы данных фонда, как следствие, он объявил о временном прекращении деятельности. 
     В мае 2007 г. были арестованы счета фонда, что полностью парализовало работу организации. 
     В течение июня 2007 г. из фонда уволилось более 50 сотрудников, а его деятельность осталось поддерживать лишь около десяти человек, завершающих начатые проекты и ведущих бухгалтерскую отчетность. (Ъ, 20 июня 2007)
     В защиту “Образованных медиа” вступились журналисты: открытое письмо Владимиру Путину подписало более 2 тыс. сотрудников СМИ, но ответа так и не последовало. 
     19 июня 2007 г. заявила, что уходит с поста главы “Образованных медиа”, “чтобы сохранить свою репутацию и чтобы спасти и возродить фонд”. Почти весь коллектив “Образованных медиа” ушел в Высшую школу журналистики, открытую при Высшей школе экономики в Москве. 
     Асламазян, по ее словам, собиралась продолжит работу консультантом в международной организации Internews International, в которую входят и “Образованные медиа”. “Я не собираюсь просить никакого убежища или гражданства другой страны. Я буду платить налоги в России и ждать, когда суд разберется, почему моя личная ошибка стала поводом для приостановки работы “Образованных медиа”,– заявила, находясь в Париже Асламазян. (Ъ, 20 июня 2007)
       Начальник управления по расследованию организованной преступной деятельности СК при МВД Игорь Цоколов отверг политическую подоплеку этого дела и заявил, что СК расследовал его “не потому, что дело было сложным, а потому, что о нем много говорили”. “Именно для того, чтобы не дать повода к возможным политическим спекуляциям, мы приняли его к своему производству”, – заявил Цоколов. (Ъ, 20 июня 2007)
        9 июля 2007 г. соучредители фонда “Образованные медиа” приняли решение создать ликвидационную комиссию и заняться ликвидацией организации. Об этом сообщил один из соучредителей Алексей Симонов. Однако, по его словам, с ликвидацией фонда возникли такие же проблемы, как и с работой, поскольку практически все документы были изъяты. Симонов также сказал, что преследование фонда является частью спланированной акции преследования некоммерческих организаций. (Эхо Москвы, 9 июля 2007)
        1 августа 2007 г. Тверской суд Москвы признал законной доследственную проверку, которая проводилась в отношении руководства фонда “Образованные медиа”  по подозрению в незаконном предпринимательстве и отмывании денег. Таким образом, суд отказал в удовлетворении жалобы защиты Асламазян, которая просила признать проверку незаконной. (РИА Новости, 1 августа 2007
       23 августа 2007 г. адвокат Асламазян Виктор Паршуткин сообщил, что она просит рассмотреть уголовное дело в суде без нее – заочно. (РИА Новости, 23 августа 2007)
     27 августа 2007 г. Следственный комитет МВД отказал ей в этом.
     20 декабря 2007 г. стало известно, что Асламазян объявлена в международный розыск по обвинению в контрабанде денежных средств. (Интерфакс, 20 декабря 2007
     В тот же день она заявила, что не собирается просить политического убежища в другой стране, добавив, что рассмотрение этого варианта возможно лишь в том случае, когда она поймет, что “нет никакой возможности вернуться” в Россию. Также она отметила, что “не готова сформулировать”, из-за чего был закрыт фонд, и почему из-за ее “личного дела, связанного с ее ошибкой”, “разгромили организацию, которая приносила пользу огромному количеству людей в России”. “Понятно, что здесь есть политические причины, но что это за политика, и кто за ней стоит, я не хочу даже обсуждать”, – сказала Асламазян. (Эхо Москвы, 20 декабря 2007


27 мая 2008 г. Конституционный суд РФ признал неконституционной норму УК, на основании которой Асламазян была привлечена к уголовной ответственности. В постановлении КС указывалось, что по смыслу оспоренной нормы даже несущественное превышение суммы, разрешенной для ввоза без декларирования, может повлечь уголовную ответственность. По мнению суда, это свидетельствует о дефектности данной нормы и отсутствии в ней определенности, что допускает произвол и существенно ограничивает конституционные права граждан. В постановлении КС указывалось, что законодатель обязан был так сформулировать данное положение УК, чтобы из ввозимой суммы была исключена та ее часть, которую можно ввозить без декларации. При этом КС указал, что уголовное дело Асламазян и основанные на данной норме решения судов должны быть пересмотрены. (Коммерсант, 28 мая 2008)


После вынесения решения КС Асламазян сказала: “Я хочу вернуться в Москву, но там у меня работы нет. Фонд “Образованные медиа” закрыт, и возрождать его уже не имеет смысла. Атмосферу доверия со стороны региональных СМИ, которую мы выстраивали 15 лет, в нынешних условиях восстановить трудно. Теперь, вероятно, они будут опасаться иметь с нами дело. В Москве у меня остались сын, брат и внук. Если с меня снимут обвинение, надеюсь, я смогу приезжать и уезжать, как многие мои соотечественники. Навсегда оставаться за границей я не собираюсь: у меня только один российский паспорт. Но возвращаться в Россию в ближайшие дни я не готова: хочу быть уверенной, что мое возвращение будет для меня безопасным. Надеюсь, такое ощущение у меня скоро появится”. (Коммерсант, 28 мая 2008)


10 июня 2008 г. Следственный комитет при МВД РФ прекратил уголовное дело и розыск Асламазян по обвинению в контрабанде.


На 2010 жила в Армении.


25 сентября 2010 в Санкт-Петербурге состоялась церемония вручения национальной телевизионной премии ТЭФИ. Асламазян стала победительницей в номинации “За вклад в развитие российского телевидения”. Однако со сцены об этом объявлено не было. Было только написано в пресс-релизе. Сама Асламазян на церемонию не приехала. (Коммерсант, 27 сентября 2010


30 сентября 2010 правление фонда “Академия российского телевидения” распространило заявление, в котором “признало ошибкой тот факт, что во время церемонии награждения лауреатов ТЭФИ-2010 Михаилом Швыдким не было названо со сцены имени Асламазян. (Коммерсант, 1 октября 2010)


17 ноября 2010 в Москве премия была вручена Асламазян. (Коммерсант, 18 ноября 2010)

C 2014 по июль 2015 – член Экспертного совета Фонда поддержки российских СМИ “Среда”.