АНТОНИЙ (Иван Иванович Масендич)
(1961-2001)
Епископ Барнаульский и Алтайский
Умер 8 июля 2001 г.
Родился 20 апреля 1961 года в с. Пливы Сколевского района Львовской области в семье православных христиан.
В 1976 году окончил 8 классов школы. В 1976-1980 годах учился в Ивано-Франковском медицинском училище.
В 1980-1982 годах служил в Советской армии.
20 августа 1982 года пострижен в монашество архимандритом Алексием (Кутеповым, ныне архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский). 6 декабря 1982 года рукоположен во иеродиакона архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым, ныне митрополит Тульский и Белевский).
25 февраля 1984 года архиепископом Серапионом (Фадеевым) рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Богоявленского храма с.Заречное Собинского района Bладимирской области. Позже – настоятель Вознесенского храма погоста Вознесенье Гороховецкого района той же области.
В сентябре 1985 года назначен настоятелем Димитриевского храма г.Алейска Алтайского края.
28 декабря 1986 года архиепископом Новосибирским и Барнаульским Гедеоном (Докукиным, ныне митрополит Ставропольский и Владикавказский) возведен в сан игумена.
В 1989 году назначен настоятелем Казанского собора г.Ачинска Красноярского края.
В феврале 1990 года назначен благочинным православных церквей Азербайджана, настоятелем Богородице-Рождественского кафедрального собора г.Баку и возведен в сан архимандрита (перешел в Ставропольскую и Бакинскую епархию вслед за архиепископом Гедеоном (Докукиным)).
В июне 1990 года уволен за штат.
В сентябре 1990 года перешел в Украинскую Автокефальную Пправославную Церковь (УАПЦ) и епископами УАПЦ во главе с митрополитом Иоанном (Боднарчуком), рукоположен во епископа Ровенского и Житомирского.
С декабря 1990 года – управляющий делами Киевской Патриархии УАПЦ и постоянный член Патриаршего Совета УАПЦ. Самим Патриархом УАПЦ Мстиславом (Скрипником) назначен своим местоблюстителем (вместо ожидавшего назначения на эту должность митрополита Иоанна (Боднарчука)).
С июля 1991 года – архиепископ Киевский, управляющий делами Киевской Патриархии и председатель ОВЦС УАПЦ.
25 января 1992 года Патриархом Мстиславом (Скрипником) и Архиерейским Собором УАПЦ возведен в сан митрополита Переяславского и Сичеславского. С июня 1992 года – постоянный член Священного Синода УАПЦ.
В 1992 году принимал участие в попытке насильственного захвата Зимненского женского монастыря РПЦ в Волынской епархии.
В феврале 1993 года перешел из УАПЦ в УПЦ КП.
Сам епископ Антоний объяснял свое поведение так: “…когда в 1993-1994 годах на Украине началась церковная смута… я оказался непосредственно вовлеченным во все эти события. И какое-то время (пока не разобрался что к чему) служил у “автокефалистов”.
В начале 1994 года вместе с группой из 8 епископов УПЦ КП вернулся в РПЦ.
26 февраля 1994 года принес покаяние Патриарху Алексию II и Священному Синоду РПЦ и определен быть епископом Барнаульским и Алтайским. При наречении, 18 марта 1994 года, еще раз покаялся в расколе. Хиротонисан 19 марта 1994 года в Троицком соборе Данилова монастыря.
Деятельность епископа Антония в епархии привела к неоднозначным результатам. С одной стороны, наблюдается быстрый рост приходов и активизация епархиальной жизни в целом, с другой – в Патриархию поступают многочисленные жалобы духовенства и мирян епархии.
11 октября 1996 года епископ Антоний был вызван на заседание Священного Синода, где рассматривалось положение в епархии в связи с многочисленными жалобами на него. Священный Синод постановил “принять к сведению информацию и объяснение, данные епископом Антонием и предложить ему следовать рекомендации Священного Синода”.
Почти сразу после вызова епископа Антония в Синод в епархии возник скандал с запрещением в служении известного протоиерея Михаила Погиблова и всего духовенства Георгиевской церкви г.Новоалтайск. Причиной запрета стали выступления о. Михаила против неканонических, по его мнению, методов правления епископа Антония и непомерного “епархиального налога” с процентами за неуплату. Запрещение вызвало бурный протест прихожан. Они отказались отдавать храм. По благословению епископа Антония храм дважды (29 октября и 6 ноября 1996 года) брался штурмом казачьими подразделениями. Захват предотвращался верующими и местной милицией.
Сам епископ Антоний обвинения в “погромах и вытеснениях старого духовенства” (опубликованные на страницах “Независимой газеты”) объяснил финансовыми причинами: настоятели незакрытых в советское время храмов распоряжались огромными средствами (прихожан-то много) – “и далеко не все из них сумели устоять против искушения использовать их в личных целях”, – тем более что многие были ставленниками “компетентных органов”.
Считает себя монархистом и думает, что “наш долг в числе первых в России признать святость Царской семьи”.
Считает, что “либерализм является полным антиподом Православия” и “в церковной области проявлениями либерального мировоззрения являются обновленчество и экуменизм. Впрочем, мне кажется, что большая часть тех, кто называет себя церковными либералами, просто ошибается, путая свое искреннее стремление очистить церковную жизнь от пережитков советского богоборчества с модной сейчас либеральной риторикой. Ведь сознательных обновленцев и убежденных экуменистов в РПЦ сейчас очень немного”. “У нас в Барнаульской епархии нет экуменизма”.
“Главное для Православной Церкви – так всегда было и будет – хранить в чистоте истинную веру, чуждую всяких ересей… На встречах с общественностью меня часто спрашивают: а есть ли исповедничество в наши дни? Конечно, есть… Вспомните хотя бы митрополита Иоанна (Снычева)…”
Епископ Антоний заявил в начале февраля 1996 года в местных средствах массовой информации и повторил в марте на заседании епархиального совета, что возникла опасность потери для РПЦ части верующих в Республике Алтай. Поводом для беспокойства стало стремление части молодежи Горного Алтая (составляющей 20-30% всего коренного населения республики) к возрождению религии бурханизма.
Резкие выступления епископа Антония спровоцировали бурханистов на ответное заявление. Весной 1996 года лидеры национальных общественных движений “Эне-Тил” (“Мать-Земля”) и “Ак-бурхан” (“Белая вера”) потребовали от РПЦ “покаяния за разгон” в 1904 году общины бурханистов и “нарушение условий договора” о вхождении Горного Алтая в состав России (последняя принимала на себя обязательства не вмешиваться в религиозные убеждения алтайцев). Епархиальное управление подвергло критике “национально настроенную часть интеллигенции” и высказало сомнение в исконности бурханистских верований на Алтае.
Сведений об учебе епископа Антония в ДС и ДА в официальной биографии 1994 года не содержится.
Владеет латинским, древнегреческим, польским и английским языками.
Награды:
светские – почетный знак “За возрождение сибирского казачества” Сибирского казачьего войска (1996).